Сетевой маркетинг не умрет, пока есть жажда денег

Алишер Таксанов: литературный дневник

Несколько дней назад мне товарищ Й. говорит: «Есть хорошая возможность разбогатеть». Я знал, что это его мечта, хотя здесь в Швейцарии он имел много, что не имели его сограждане в той стране, откуда он уехал. Признаюсь, сам я человек не меркантильный, однако проявил осторожное любопытство: «А как? Все законно?»
Товарищ Й. был искренне оскорблен:
- Конечно законно. Есть одна компания, которая продает очень ценный продукт. Это напиток, который помогает организму избавиться от многих проблем в здоровье. Компоненты этого продукта уничтожают свободные радикалы, усиливают жизненную энергию, поднимают тонус и т.п. и т.д...
- Так, так, - сказал я, чувствуя что-то смутно знакомое...
- Это несколько человек из Швейцарии в США организовали компанию (название я приводить не стану, чтобы не подумали об антирекламе и прочем, - прим. А.Т.), которое в 2002 году имели оборот в 45 млн. долл., в 2003 – 100 млн., а в 2007 году – 900 млн. В этом году они планируют выйти на 1 млрд. долл. Представляешь, какие это крутые финансы?


- Я-то как экономист представляю, - ответил я. – Конечно, таких оборотов набрать за несколько лет очень сложно. Но причем тут твое желание разбогатеть?
- Нам нужно найти пять человек, которые купят этот продукт, в свою очередь, они приглашают еще пятерых, те – еще и так идет расширение сети...
- Ага, сетевой маркетинг...
Товарищ Й. опять возмутился:
- Что ты! Это совсем новое в бизнесе! Ты можешь не покупать продукт, но те, которых ты привел, они купят, но проценты пойдут тебе. Проценты будут расти от количества вовлеченных... Я разговаривал с менеджером филиала, он получает ежемесячно 100 тыс. долларов!
- И ты получишь столько?
- О, эта компания пока расположена в США, но намерена охватить Европу и Азию. Их продукт очень ценен. Я же начну прощупывать возможности рынков СНГ...


Я сразу вспомнил сетевой маркетинг. Люди, которые продавали «гербалайф» или биодобавки, тихо сдвинулись по «фазе». Был у меня друг Юра Эм, фармацевт-технолог, «заразился» маркетингом, поверил в чудо-биодобавку и вовлек в бизнес жену. После этого разговоры с ними стали в тягость для многих из нас. Супруги все сводили к пищевым добавкам и необходимости всем нам их закупать, привлекать других и становится богатыми. Типа: «О я видел Наташу, на фирме одной пашет... она плохо выглядит и проблемы на работе... А почему? Да потому что ее организм зашлакирован, не хватает микроэлементов, и только биодобавки излечат ее... Она стала ходить на наши встречи, купила продукты, и теперь богатая и здоровая» Или: «У моего сына были проблемы в школе, но мы стали давать ему таблетки, и у него усилились умственные процессы.... Мы купили ему мотоцикл». Короче, любая тема – политика, экономика, искусство, родственники – всегда сворачивалась в направлении сетевого маркетинга. Дальше мы старались избегать этих людей.
Потом как-то позвонила однокурсница Фируза Мурадова, тоже, оказывается, втянута в подобную схему. Если с ней раньше интересно было беседовать, то сейчас это стало тоже мукой. В конце концов я ей сказал: «Если тема пойдет о маркетинге и предложении что-то купить, кого-то вовлечь – не звони!» Обрубил сразу. Не звонила с тех пор. Обиделась, наверное. Что не оценил ее желание меня спасти и стать богатым.


Я не стану затрагивать вопрос: полезны или нет биодобавки и прочие новшества. Думаю, любые препараты полезны до определенной степени и в определенных случаях. Но они не панацея от болезней. Не излечат ни от СПИДА, ни рака, ни вернут молодость. Просто где-то что-то организму помогут. Но распространители почему-то пытаются заявить об ином – это суперлекарство. И это - спасение нации, семьи, человека, детей, экономики, политики, социальной сферы, цивилизации...


Так вот, я спросил у товарища Й.: что за продукт, который выводит на мировой рынок фирма? Оказалось: официально он называется «мангостан» (Garcinia Mangostana), фиолетового цвета плод, внешне чем-то напоминающий гибрид инжира с луком. Произрастает где-то в Юго-Восточной Азии. Из него делается напиток, который разливается в стеклянные фляжки, размером чуть больше кока-колы. Пить нужно немного, около 20-30 грамм в день.
Мы с товарищем прибыли на презентацию этого продукта. Точнее, меня приволокли. Людей было немного, и Й. сказал, что мало кто сейчас знает об этой фирме и продукте, поэтому мы – первые, и все «сливки» - наши. Нас угостили напитком. Кислятина. Невкусно. Зато менеджер говорил, типа: о-о-о, не торопитесь, вначале понюхайте, вкусите аромат, потом попробуйте на язык, слегка пригубите... о-о, это наслаждение, я просто балдею-ю-ю... Я же в отличие от него ничего подобного не ощутил. А самовнушением не занимаюсь...


Потом был короткий анимационный фильм. Про то, как вредные элементы – «террористы» –нападают на человеческий организм, уничтожают внутренние органы и прочее, танцуют с какими-то клетками. Но тут появляются «полицейские» из чудо-напитка, которые арестовывают «террористов» и выводят из организма. Несколько примитивный мультик. Моя супруга сказала: человек умирает, независимо от того, пьет он эти биодобавки или напитки, или нет. Просто никто не может доказать, что они продлили жизнь на какое-то время или сам человек «дожил» до смерти.


Потом пошла раскладка схемы распространения. Со слов менеджера, одной упаковки – это четыре фляжки - хватает на месяц. Нужно пить каждый день. Стоит каждая фляжка – почти 50 франков (около 50 долл.США). Если берете в два раза больше, то скашивается вам цена. Еще больше – еще дешевле вам обходится.
Если приводите с собой 5 людей, а те еще пятерых, то насчитанные баллы идут на вас счет, и вы практически окупаете свои затраты. В итоге дальше вы можете ничего не покупать, но деньги к вам будут идти от тех людей, которые уже находятся в сотом или тысячном ряду от вас. Пирамида, не правда ли? Что-то подобное мы уже проходили. Пускай, название было другим, продукт иной, обстоятельства иные, но схема была той же. И цель всей этой компании – тоже: сделать «бабки» на других.


Когда я пытался сказать товарищу Й., что это просто обновленная форма продаж, сетевой маркетинг, система с финансовой пирамидой, то он опять сказал:
- Нет, нет, все честно, это не сетевой маркетинг. Об этом мало кто знает! Мы найдем тех, кто хочет купить продукт – ведь он полезен.
- Если он полезен, то почему не продают через обычные магазины – там же гигантские обороты! Почему врачи не рекомендуют?
- О, тогда как же могут другие разбогатеть!.. Нам нужно опередить их, самим встать в первые ряды...


Вот в чем суть – разбогатеть, не включая систему оптовой продажи, потому что трудно будет выдерживать натиски недовольных клиентов, обществ защиты прав потребителей. Понятно, что компания не хочет терять на торговых издержках, рекламе, лучше найти мелкооптовых покупателей, которые сами станут продавцами, станут нести ответственность за продажу и вовлекут новых людей в обороты. У меня же сложилось впечатление, что система сетевого маркетинга имеет следующую схему:


- находится продукт, который объявляется самым полезным в мире. Неважно, это ли «мангостан», или яблоко, или ананас, или киви, или картошка – у любого фрукта или овоща есть полезные элементы для человека. Главное, мало кто о нем слышал, и поэтому этот факт позволяет эксплуатировать мысль, что только сейчас удалось сделать вытяжку (переработку, обработку и пр.) из продукта, провести тесты и исследования, которые доказали эффективность для человека. То есть идет пи-ар-компания. А тот, кто это обнаружил чудо-свойства, имеет все права на продажу;
- стараясь осчастливить человечество таким «открытием», менеджеры не забывают о личных интересах и создают систему продаж через определенные сети и механизмы. Кто первым начал, тот больше получит, кто в задних рядах – тот просто рабочая лошадка и потребитель;
- заработать на здоровье становится целью жизни для участников, и уже мало кого интересует на самом ли деле это чудо-лекарство. Люди начинают уверять в этом других, потому что их самих толкает жажда денег. Под патронажем менеджеров разного уровня они создают свои сообщества, организуют встречи, треннинги, отдых, обсуждают проблемы и программы – это тоже пи-ар-акция для тех, кто еще не вовлечен;
- все идет до тех пор, пока не появляется новое чудо... и тогда обороты берут другие организаторы.


То же самое было и с «таймшером», и с «гербалайфом» и прочими. А вообще, встречи с коммивояжерами из сетевых маркетинговых служб меня нервировали. Ловят на улице, всучивают ерунду, громко срамят тебя перед всеми предложениями купить все это и мол, для меня – скидка... Однажды такое было в Москве, прямо возле парка Горького пристал такой. Я терпел, терпел, просил забрать с моих рук все вещи, что всучил. Но тот не слышал и все громко рекламировал мой удачный день. В итоге я выкинул все на тротуар. Коммивояжер стал мне угрожать. Пришлось обращаться к милиционеру, показывать дипломатическую карточку и требовать защиты от проходимцев. Это сработало.
В Ташкенте я просто закрывал двери перед этими идиотами, не желая вступать в диспут или разговоры – зачем нервы портить?
А тут такое в Европе?


Товарищ Й. считал, что в Европе не может быть обмана. Увы, все финансовые пирамиды начинались в Европе и США. И каждые десятилетия они появляются вновь и вновь под разными схемами и лозунгами. Просто никто не задумывается, как можно просто так взять и разбогатеть, не вложив ни капли реального труда? Можно для узкого слоя, но не для масс. На этом и строятся пирамиды – прибыль у тех, кто на вершине, нижним – мелочь или «дырка от бублика». Если раньше деньги делали деньги из пустоты (МММ, Хопер-инвест), то сейчас это делается под какой-то конкретный чудо-продукт. Организаторы надеются, что люди захотят стать богатыми и начнут участвовать в процессе, не задумываясь над тем, а до какого уровня это возможно?.. Стимулом продаж является спекуляция на здоровье – это самый «убийственный» (пардон за каламбур) довод. Кто не захочет вылечиться или продлить себе жизнь? Покупай!.. Но никто не даст гарантии, более того, проблемы спишут на вас самих: пили или ели не так, не выдерживали график, чем-то злоупотребляли... Виновными будут сами потребители. Впрочем, так оно и есть – не шевелят мозгами.


Мне кажется, что сетевой маркетинг не умрет, пока есть люди, которые хотят быстро и сразу много заработать, и те, кто хочет здоровья, не занимаясь спортом, не выдерживая графика лечения и прочего. Две стороны одной медали...



Другие статьи в литературном дневнике: