Долг мордобоем красен!

Алишер Таксанов: литературный дневник

На глаза попалась заметка "Ташкент-Москва - народ и дипломатия" (см. http://www.centrasia.ru/disc.php?st=1332405240).
Хотел бы пояснить ситуацию по поводу следующих строк, поскольку участвовал в дипломатических "разборках" по данному факту:


"Потом был мучительный выход из рублевой зоны. И вновь Россия пошла навстречу, предоставив на кредит в 700 миллионов долларов Узбекистану, где один за другим замирали заводы и фабрики, прежде работавшие на российском сырье и комплектующих, а в бюджете зияла огромная дыра.
И вот тут произошел первый слом нормальных отношений между двумя странами. Когда пришло время отдавать проценты по долгу, узбекский парламент "вдруг" увидел в этом "историческую несправедливость" и строго настрого "запретил" правительству во главе с Исламом Каримовым его возвращать. С тех пор Москва больше никогда не кредитовала Ташкент. Российский закон в случае "некорректности" заемщика это запрещает. И этот "скелет в шкафу" до сих пор отравляет атмосферу между странами".


Действительно, в 1992 году Узбекистан занял у России несколько миллиардов советских рублей, это было сделано для того, чтобы закупить продовольствие, сырье и материалы. Однако, часть денег пошла на погашение долгов по заработной плате, вторая... просто обесценилась, ибо инфляция просто галопировала по пространству экс-СССР, цены росли не по дням - по часам. В итоге на них ничего приобрести особого не успели. Однако сумма уже была в кредитном листе Узбекистана, и за деньги следовало отвечать. Получать обратно советские деньги Россия не хотела, а новых дензнаков образца 1993 года - уже национальных российских - у Ташкента уже не было.
Кредит переоформили в государственный долг Узбекистана - тогда это было свыше 600 млн. долларов (по пересчету советских денег в валюту по курсу ЦБ СССР). Кроме того, следовало обслуживать кредитный объем, то есть выплачивать проценты по сумме. Но как? В 1997 году отдали часть узбекского имущества, расположенного на территории России, в частности, санаторий "Узбекистан", пересчитали долг российского телевидения за ретрансляцию для нас. Суммы были незначительные, однако на первое время "дыру" залатали. Но на большее сил не хватило. Долг стал расти, и ныне превышает 700 млн. долларов.


Конечно, можно было не строить Дворец Международных форумов, чья стоимость превышает долг нашей республики России, а перевести деньги Москве. Но ведь "капусту" от строительства никому ненужного и весьма затратного объекта срубила семья Каримова - это ценность, это личный интерес; западло задевать то, на чем строит личное благополучие Ислам Великий и Мудрый. А государственный внешний долг - так это долг как бы национальный, он висит на узбекском народе, как камень на ногах и тянет всю экономику вниз; и наши гармонально развитые потомки будут расплачиваться за то, что натворил еще в начале 1990-х годов никудышный и недальновидный президент-узурпатор.
Никто эту сумму не спишет, и всегда будет фактор давления на Узбекистан. Ибо долги, как и картежные, платежом красны... Или мордобоем!



Другие статьи в литературном дневнике: