Задержали в праздник?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Письмо супруги Сабировой Шоиры в адрес редакции веб-портала "Узметроном" об аресте ее мужа в Швейцарии начинается с фраз: «В святой месяц для всех верующих мусульман, приехавший из Узбекистана мусульманин, держащий пост, Сабиров Шохрух, был задержан в Женеве из-за того, что случайно оказался рядом при задержании другого человека – Алишера Эргашева, также прибывшего из Узбекистана…"


Тонкое смещение акцентов и упор на религиозность - это хитрый ход, используемый для защиты задержанных лиц. Только правоохранительные органы Швейцарии не руководствуются религиозными темами, установками и днями для выполнения своей миссии, они обязаны работать в любое время суток, в праздничные и выходные. Получается так, если у мусульманина Сабирова Шохруха пост, то полицейские обязаны ждать его окончания и лишь потом производить арест? Глупо указывать, что он оказался случайно рядом с другим человеком. Почему-то не арестовали других лиц, которые тоже "случайно" находились рядом. Хочу заметить, что полиция в Швейцарии действует исключительно по закону, и если задержание произошло, то только в рамках предисанных норм и правил. В ином случае адвокаты просто вынудят прокуратуру и полицию выплатить огромный штраф.


Далее: "… Я часто слышала о предвзятом отношении в Швейцарии к арабам и мусульманам из других стран. Очень жаль, что это случилось с моим добрым, мирным и законопослушным мужем, растящим троих детей. Сейчас мы ждем четвертого, я в положении, и на раннем сроке есть угроза выкидыша из-за нервного срыва… Жутко представить, что такое случается в так называемой свободной демократической Швейцарии…"
Швейцария - толерантная страна. Предвзято относятся к местным жителям, как ни странно, эмигранты из арабского Востока, мол, те не понимают их культуру и жизнь, не разрешают совершать намаз во время рабочего дня, петь по ночам, шуметь... Я сам не раз делал замечания арабам, которые перебарщивали в своих выходках. А если у Шоиры имеется негативное представление о швейцарцах, то ей и ее мужу следовало бы давно уехать из этой страны. Например, в Саудовскую Аравию или Бахрейн, где никто не тронет "доброго, мирного и законопослушного Шохруха, растящего троих детей".


Впрочем, меня заинтересовала другая статья, размещенная на сайте "Узметроном". Журналист Сергей Ежков пишет о связи ареста узбекских граждан в Швейцарии с уголовным делом, открытым узбекской прокуратурой в отношении российской сотовой компании МТС-Узбекистан. По его мнению, "фактически имеет место международный криминальный сговор с целью оказания давления на ход следствия в Узбекистане, ведущегося вокруг МТС-Uzbekistan и ее бывшего главы Бекзода Ахмедова. Независимые эксперты сходятся к тому, что давление осуществляется через провоцирование ареста сотрудников Coca Cola-Uzbekistan в здании банка Lombard Odier в Женеве, где одним из ведущих управленцев является Александр Кочубей. По сути, этих людей взяли в заложники, и Кочубей здесь может играть ключевую роль".


Не буду оспаривать эту гипотезу, потому что журналист имеет право на свою точку зрения и оперировать теми данными, которыми располагает. Только хочу предположить другую сторону данных событий. Арестовали в Женеве двух сотрудников узбекской фирмы "Кока-Кола", которую контролирует семья диктатора, точнее, Гульнара Каримова. Именно через эту структуру, а также десятки других схем отмывались деньги и переправлялись в западные банки. Именно на этот мотив указывают следователи Швейцарии из письма Шоиры: «На данном этапе расследования до сих пор невозможно было определить способ достаточного механизма отмывания денег и фальсификации документов, которые Вам вменяются; также точное происхождение и назначение этих депонированных средств на вышеуказанных банковских счетах тоже еще не смогли определить». Иначе говоря, вопросы экономического характера - криминальные деньги, а не политика и, тем более, забота о российской компании МТС-Узбекистан.


Почему именно сейчас и "Кока-Кола"? Дело в том, что два года назад вдруг была обанкрочена узбекско-швейцарская компания "Зеромакс". Процедура была осуществлена в Узбекистане, причем без явных на то причин, ведь "Зеромакс" считался вполне успешным на узбекском рынке. Фирма контролировала значительную часть нефтегазового сектора, производства хлопка и текстиля, туризма и медиа, сферы услуг, строительных материалов. "Зеромакс" осуществил строительство помпезно-циклопического здания "Дворец Международных форумов", обошедшего государственному бюджету то ли в 300 млн. баксов, то ли в 600 млн. (есть разговоры, что сумма доходит до 1 млрд.). Только немецким компаниям за работу и материалы "Зеромакс" задолжал 140 млн. Потом выясняется, что компания задолжала и другим фирмам в сумме... 4,5 млрд. долларов. Об этом стало ясно на встрече "кинутых" и "лоханутых" в Швейцарии год назад. Все искали "концы" "Зеромакса". Естественно, вытащить эти суммы кредиторы напрямую не могли: нет компании - нет ответчика. Единственное лицо - директор "Зеромакса" Мирадил Джалалов - то ли в бегах, то ли под арестом, то ли уже осужден... И никто его не выдаст швейцарскому суду - закон не позволяет. А он скрывает истинное лицо хозяина "Зеромакса".
Понятно, что такие операции прокрутить он не мог без "крыши" в высших эшелонах власти. Впрочем, в Швейцарии тоже давно поняли, что истинным хозяином является Гульнара Каримова, хотя она никогда и нигде не ставила свою подпись, более того, отнекивалась от компании. Руководила она, естественно, "чужими руками". И для любого правосудия как бы чиста и невинна.


Только Швейцарию на мякине не проведешь. 4,5 млрд. баксов - это огромные деньги. Оставаться долго в дураках партнеры "Зеромакса" не намерены, поэтому и была запущена процедура расследования всех активов семьи Каримовых. Ведь найти пропавшие суммы и ответчика все равно надо. Никто не станет отыгрываться на двух несчастных узбеках, арестованных прямо в офисе банка. Конечная цель расследования - Гульнара Каримова.
Это поняла и она сама, так как организовала 4 августа пикеты у посольства Швейцарии в Ташкенте. А 5-го поехала в Кибрайский район на медиа-форум молодых журналистов. Там она не стала поучать их, как следует писать, ибо у нее самой нет никакого понятия о журналистике. Просто показала свои способности махать руками и ногами, называя это "каратэ" и "у-шу". Молодежи это понравилось. Но это был и намек швейцарском правосудию: я гибкая и сильная, вам меня не достать, смогу себя защитить.
Только вряд ли... Закон не смотрит, у кого сколько бабла в кармане. Отвечать придется.



Другие статьи в литературном дневнике: