Коррупция чиновников

Алишер Таксанов: литературный дневник

Международная организация Transparency International опубликовала Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) за 2023 год, согласно которому Узбекистан занял 121 место из 180, поднявшись на пять позиций по сравнению с 2022 годом. Это место республика делит с Анголой, Монголией и Перу. В отношении Узбекистана эксперты заявили: "Важно отметить, что были введены правила и процедуры для обеспечения соблюдения этих законов, а против многочисленных коррумпированных чиновников были выдвинуты уголовные обвинения. Правительство также внедрило более строгие инструменты внутреннего контроля и аудита в различных министерствах и органах местного самоуправления, в том числе механизмы предотвращения взяточничества".
Несомненно, коррупция среди высших должностных лиц государства является серьезной проблемой с множеством опасных последствий для Узбекистана. Мне хотелось бы в кратком обзоре отметить следующие пункты:


1. Нарушение закона и неправильное использование власти: Коррупция позволяет должностным лицам обходить законы и правила, что приводит к неправомерным действиям и нарушению принципов справедливости. Они могут злоупотреблять своим положением для личной выгоды, игнорируя интересы общества. По данным Генпрокуратуры Узбекистана, за 2023 год к уголовной ответственности были привлечены 3575 должностных лиц, что на 14,7% больше, чем в 2022 году (3116). Количество уголовных дел против должностных лиц, по которым вынесены приговоры, составило 3412, или почти на 15,1% больше, чем в 2022 году (2965). Среди осуждённых 49 (в 2022 году — 110) являются сотрудниками республиканских, 267 (264) — областных и 3259 (2742) — районных (городских) подразделений министерств, ведомств и организаций.


2. Ущерб экономике и финансовым ресурсам: Коррупция отнимает средства и ресурсы, которые должны быть направлены на развитие страны и обеспечение благосостояния граждан. Это может привести к экономическому спаду, неравномерному распределению богатства и ухудшению условий жизни. Чиновники в Узбекистане были привлечены к уголовной ответственности по обвинению в таких преступлениях, как:
- хищение чужого имущества путём присвоения и растраты — 2205 (в 2022 году — 2103);
- злоупотребление служебным положением — 397 (265);
- мошенничество — 272 (243);
- взяточничество — 195 (169);
- должностной подлог — 36 (51);
- халатность — 25 (22);
- превышение власти — 30 (14);
- другие преступления — 415 (249).
В результате должностных преступлений государственным и общественным интересам причинён ущерб в оценочном размере 1,546 трлн. сумов (в 2022 году — 1,12 трлн.), в ходе предварительного следствия было взыскано 1,31 трлн. сумов (847 млрд. сумов). Доля возмещённого ущерба составила 84,7% (в 2022 году — 83,6%).


3. Нарушение доверия общества: Коррупция разрушает доверие граждан к правительству и государственным институтам. Когда люди видят, что высшие должностные лица обманывают их и используют свою власть для личной выгоды, это подрывает веру в систему и может привести к социальным и политическим потрясениям. Один из механизмов коррупции - это т.н. "конфликт интересов", когда чиновники включаются в частный бизнес и содействуют его развитию, используя административный ресурс и активы государства. Так, Антикоррупционное агентство сообщило об устранении случаев конфликта интересов у чиновников Узбекистана в 2023 году. Из состава учредителей и руководителей компаний вышли два хокима, замминистра, главы Фармагентства, Антидопингового центра, Центрального депозитария, PR-центра и Центра информатизации ЦБ.


4. Ограничение развития и инноваций: Коррупция создает неблагоприятную среду для предпринимательства и инвестиций. Предприниматели и инвесторы могут столкнуться с вымогательством и несправедливыми условиями, что ограничивает экономический рост и инновации. Так, "текущие условия в строительстве вынуждают застройщиков работать в «тени», завышать стоимость объектов, а коррупция охватила все процессы, связанные с проектированием, проведением тендеров, строительством и приёмкой объектов", - заявил президент Шавкат Мирзияев 29 января 2024 года, проведя видеоселекторное совещание по приоритетным задачам в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и экологии. Он тогда отметил, что в комплекс вице-премьера Ачилбая Раматова входят 3 министерства и ведомства, 3 инспекции, 5 компаний, 11 руководителей, 41 заместитель, 12 тысяч руководящих сотрудников и 224 замхокима. "Столько сотрудников есть, где результат? Люди больше всего недовольным этим комплексом", - сказал глава государства.


5. Увеличение неравенства и социальной несправедливости: Коррупция способствует неравному распределению богатства и возможностей. Бедные слои населения страдают больше всего от коррупции, так как им сложнее получить доступ к услугам, образованию и здравоохранению.


6. Паразитирование власти: Коррупция создает услровия, когда чиновники напрямую используют свою власть в нарушении законов для личного обогащения. К примеру, председатель Мингбулакского районного суда был задержан 30 января 2024 года при получении 2000 долларов у отца обвиняемого предположительно за вынесение более мягкого приговора. В тоже время Генпрокуратура Узбекистана сообщила о задержании должностных лиц ГУП «Урмонкурилиш» («Лесострой») при Агентстве лесного хозяйства и Центра стратегического развития и исследований в сфере продовольствия и сельского хозяйства при Минсельхозе; они подозреваются в получении взятки.


Борьба с коррупцией среди высших должностных лиц государства крайне важна для обеспечения справедливости, развития и устойчивости общества. Ограничение коррупции среди высших должностных лиц требует комплексного подхода и реализации нескольких мер. Вот некоторые из них:


1. Прозрачность и открытость: Создание прозрачных систем и процедур, которые позволяют обществу и независимым органам контроля следить за деятельностью должностных лиц и проверять их финансовые операции. Так, президент Узбекистана отмечал в декабре 2023 года, что страна в борьбе с коррупцией реализует системные правовые и институциональные реформы. В их числе — принятие закона о противодействии коррупции, создание Антикоррупционного агентства, сокращение бюрократии и упрощение оказания государственных услуг, введение рейтинга комплаенс-контроля, полная цифровизация государственных закупок.


2. Усиление правовой ответственности: Введение строгих антикоррупционных законов и наказаний, которые будут применяться к должностным лицам, замешанным в коррупционных делах. Также важно гарантировать независимость судебной системы и обеспечить эффективное расследование и судебное преследование коррупционных преступлений.


3. Этические стандарты и кодексы поведения: Разработка и внедрение этических стандартов и кодексов поведения для должностных лиц, которые будут определять допустимые нормы и запрещать конфликт интересов и принятие взяток.


4. Образование и осведомленность: Проведение образовательных программ и кампаний, направленных на повышение осведомленности о вреде коррупции и ее последствиях для общества. Это поможет формировать негативное отношение к коррупции и поддерживать культуру честности и прозрачности. "Мы разработаем и реализуем Национальную стратегию по борьбе с коррупцией до 2030 года. Особое внимание уделим дальнейшему обеспечению прозрачности деятельности и повышению подотчётности государственных органов, совершенствованию системы открытых данных, укреплению правовых основ и институциональных механизмов сферы», — сказал Шавкат Мирзияев.


5. Укрепление роли гражданского общества: Поддержка независимых неправительственных организаций, журналистов и активистов, которые могут следить за деятельностью должностных лиц, выявлять коррупционные факты и поднимать их на общественное обсуждение.


6. Использование технологий: Применение современных технологий, таких как электронное правительство и цифровые реестры, для улучшения прозрачности и эффективности государственных процессов и уменьшения возможностей для коррупции.


Комбинация этих мер поможет ограничить коррупцию среди высших должностных лиц и создать более честное и ответственное государственное управление.



Другие статьи в литературном дневнике: