Сколько бы веревочке не виться

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Индексе восприятия коррупции за 2013 год (Corruption Perceptions Index 2013) Узбекистан занял «почетное» 168 место и оценку в 8 баллов (от 100 до 0, чем ниже, тем хуже ситуация, - прим.А.Т.), заняв середину между Туркменистаном и Ираком. Рейтинг был проведен по 175 странам Международной неправительственной организацией Transparency International. Как отмечается в публикации, «Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе статистических данных и информации, полученной из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций».
Иначе говоря, это не Индекс коррупции, а Индекс ВОСПРИЯТИЯ коррупции, поскольку в реальности невозможно в абсолютном значении измерить коррупцию – в штуках, килограммах, долларах, километрах и т.п. Ведь коррупция – латентна, скрыта от публичного взгляда, участники нелегальных сделок стремятся не афишировать суммы взяток и откатов, хотя многие люди прекрасно осведомлены о расценках и тарифах на коррупционные услуги. В ином случае можно было бы статистически просто вычислить размеры всех взяток, объемы нелегальных доходов чиновников, результаты достигнутых финансовых результатов за счет купленных указов/решений/постановлений органов власти и т.д. в денежном измерении и соотнести к ВВП страны. Коррупция порождает теневую экономику, ту, что не поддается учету и статистике, и доходы которой укрыта от налогообложения. Поэтому по своей сути коррупция и теневая экономика разрушают национальную экономику, бизнес, развращает власть, превращает правительство в неэффективного менеджера, ресурсы страны используются нерационально и в ущерб большинству населения.
Восприятие же коррупции позволяет оценивать текущую ситуацию с этим явлением в конкретной стране, и судя по данным Transparency International, в Узбекистане ситуация далеко не самая лучшая.
В преддверии публикации данного Индекса в нашей стране прошли аресты некоторых государственных чиновников. Так, 28 ноября в своем рабочем кабинете был арестован хоким Пахтачинского района Самаркандской области (глава администрации) Хусниддин Джураев. По некоторым данным, ему приписывают целый пакет преступлений, связанных с коррупцией. Между тем, только в Джизакской области отправлены в места не столь отдаленные на долгий «отпуск» бывшие хокимы Фаришского, Джизакского (бывший ИО областного хокима), Заминского (бывший Зарбдарский хоким), первый заместитель областного хокима, председатель областного суда (кстати, умер в тюрьме). У уволенного летом 2013 года заместителя председателя Совета Министров Каракалпакстана Нурлана Ерлепесова при обыске были найдены доллары в размере 1 млн., естественно, это не сумма его заработной платы.
Это только данные о коррупционных персонах, которые просочились в печать (Интернет), а сколько вообще скрыто от народа! Следует заметить одну деталь: аресты высокопоставленных чиновников осуществляют в основном сотрудники СНБ (Ташкентский клан) и Генеральной прокуратуры (Андижанский), в то время как специальное подразделение МВД – Управление по борьбе с коррупцией и рэкетом – занимается «мелочевкой» - работниками среднего и низшего звена бюджетных организаций, бизнесменами. То есть президент Ислам Каримов на т.н. борьбу с коррупцией бросает самые мощные и обеспеченные сверхполномочиями органы власти. Это говорит о том, что доверие Самаркандско-Джизакскому клану в этом незначительно, что, впрочем, и заметно – в последние годы соперник – Ташкентский клан все больше сосредотачивает в себе ресурсы страны и стремится не допустить сюда конкурентов из других кланов.
Между тем, все кандидаты в руководители звеньев госуправления проходили проверку и собеседование в структурах СНБ, им давали рекомендации и протекцию. Только специфика здесь иная – честные, умные, грамотные не востребованы, наоборот, нужны те, кто сумеет по максимуму выжать из региона денег, поделиться с кем надо по установленному объему. Что остается – это уже самому коррупционеру, но не больше. Видимо, некоторые лица переступают «порог дозволенности», за что и наказываются. Но не сильно. Потому что нельзя публично признавать, что вся политическая система Узбекистана строится на коррупции.
Вот, к примеру, в Академии государственного и общественного строительства при президенте Узбекистана готовятся руководящие кадры. Наверное, нужно быть готовым к реалиям и не мусолить себе мозги всякой дребеденью, типа, идеология национальной независимости или пять принципов реформирования. Слушателям Академии требуются более практические знания, учебники, навыки. Вот такая задача была бы им по вкусу:
«Хоким района объявил тендер на строительство ряда объектов социальной значимости (больница, школа, детсад). Заявку подали пять строительных организаций, при этом одна обещает 39% отката от суммы, но не сразу, а после окончания строительства; вторая – 30%, часть из которых сразу, а часть – после окончания работ; третья – 26% наличными, но через месяц; четвертая – 10% наличными в валюте сразу после объявления ее победителем; пятая – 7% с переводом в офф-шор. Какая сумма является оптимальной для хокима?..» Правильный ответ: не брать взятки! Но такого ответа в задании нет и быть не может. Руководителя изначально готовят к коррупции – такова уж реальность Узбекистана!
Кстати, Гульнара Каримова продолжает свою псевдоборьбу в Интернете, пытаясь отвести от себя «грязь» и всю ответственность за репрессии на ее бизнес свалить то на сестру с мамой, то на руководителя СНБ Рустама Иноятова. Конечно, все они одним миром помазаны – все в «грязи». Просто жизнь демонстрирует, как одна семья прибирает в свои руки всю страну. Конечно, формально народ избирал на высший государственный пост Ислама Каримовав и продлевал, пускай и в разрез с Конституцией, его полномочия тоже граждане республики. Но фактически власть перешла всей семье, где каждый старается за спиной президента и его руками оттяпать «жирный кусок» из государственной казны, осуществить рейдерский захват иностранного или отечественного бизнеса. Узбекистан – это модель, где паразитирует семья в государственном масштабе, это факт того, как не подконтрольна власть народу, как нетранспарентны все решения правительства, и где бессильные казалось бы такие «сильные» институты как суд, парламент, СМИ и партии.
Но в любом случае, у коррумпированного режима незавидная судьба, всему когда-то придет конец. И истории Гульнары Каримовой, и власти ее отца-вампира!



Другие статьи в литературном дневнике: