Женщины за все в ответе!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Иногда я думаю, что социологический центр "Ижтимоий фикр" - это специализированное отделение лапшегон-информ агентства "УзА". Очень схожи стили преподнесения материала - и у журналистов, и у социологов один подход в освещении событий в Узбекистане. Лизоблюдческий.
Вот, "УзА" опубликовало очередное исследование "Ижтимошки". Уже про женщин. И сразу делается вывод: "абсолютное большинство женщин нашей страны поддерживают политику Президента Ислама Каримова, направленную на повышение роли и статуса женщин в обществе, обеспечение и защиту их прав и интересов, их общественно-политической и социальной активности в пропаганде здорового образа жизни, модернизации и демократическом обновлении общества".
Получается так, что без политики Ислама Каримова женщины не имели бы высокий статус в обществе, хотя я, к примеру, помню, что с 1920-х годов женщины Востока получили равные права с мужчинами и участвовали в управлении государством. Вспомните, что они были депутатами парламентов, руководителями ведомств, министерств, заводов и фабрик. Это сделали коммунисты. Хотя подобные права в Европе женщины получили значительно позже. Но Ислам Каримов этого не помнит или не знает. Он лишь утверждает, что только при нем повысилась роль женщины. Наверное, имеет ввиду свою жену и дочерей, которые наравне с мужем и отцом участвуют в государственном управлении, хотя не обладают никакими полномочиями от народа и закона. Семейный подряд, только президентского формата! Узбекистан взят ею в аренду... пока на четверть века, а с 2015 года будет видно, что там дальше...
Но тем временем "УзА" и "Ижтиможка" через опросы выяснили, что "более 90 процентов женщин отмечают стабильный рост уровня благосостояния семей во всех регионах Узбекистана, который, по их мнению, связан с поддержкой и помощью государства, сильной социальной политикой, проводимой в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова".
Интересно, а как женщины Самаркандской области узнали, к примеру, рост благосостояния семей в Наманганской или Хорезмской? Как измерить этот рост - увеличением часового порядка подачи тепла, газа и электричества в жилища, или заработной платы, которая не успевает за ростом цен на товары и услуги? Может, благосостояние видно через участие в хлопковой страде? Или участии в трудовой миграции?
Далее: "...за годы независимости женщины Узбекистана стали более уверенными в своей правовой защищенности. Это признают свыше 90 процентов опрошенных. По их мнению, эффективное обеспечение прав и свобод женщин гарантирует действующая в стране законодательная база, основу которой составляет Конституция Республики Узбекистан".
Независимость длится 22 года. Сравнивать могут женщины, которым около 50 лет, то есть те, что жили в республике до независимости. А как сравнивать тем, кто не жил - лишь по сказкам Ислама Каримова о проклятом коммунистическом прошлом или по положениям идеологии нацнезависимости? Тогда можно ли им пояснить, почему ликвидировали по стране десятки предприятий легкой промышленности и тяжелой индустрии? Почему сотни тысяч жителей покинули Узбекистан и переехали в другие республики?
Кстати, численность многодетных матерей, получающих ежемесячное госпособие в Узбекской ССР, возросло за 1980-90 годы с 623 тыс. до 683 тыс. человек. И это при численности населения 19 млн. А как сейчас?
Еще одна ложь: "поворотным событием в жизни общественного движения женщин страны стал Указ главы нашего государства «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» от 25 мая 2004 года, благодаря которому активизировалось участие женщин во всех сферах жизни общества, принятии политических и экономических решений на самом высоком уровне. Участницы опроса отмечают большую роль женщин в работе махаллинских, сельских сходов граждан и женских советов, политических партий, профессиональных союзов".
Поворотное событие - это отказ от пережитков прошлого в отношении женщин, это раскрепощение, что имело место 90 лет назад. А дальше женщины имели все, и независимость не дала им больше, чем имели. Женщины и до 1991 года активно участвовали в общественном движении, в госорганах власти. В 1990 году доля женщин в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении достигал 73,8%, в кредитовании и госстраховании - 61,3%, в народном образовании - 60,7%, в культуре - 54,9%, в торговле и общепите - 51,8%.
Некоторое недоумение вызывает следующее утверждение: "95,8 процента респондентов имеют цель в жизни, что наглядно подтверждает положительные перемены, произошедшие в жизни женщин за годы независимого развития Узбекистана. Главными факторами, формирующими оптимистичный настрой женщины, являются мир в семье и стране, здоровье и благополучие родных и близких".
А разве до независимости у женщин не было цели в жизни? Разве жена Ислама Каримова не имела целей в жизни? Тогда зачем она училась и защищала диссертацию, работала в Институте экономики? К чему цели были ее дочерям - Гуле и Лоле? Например, у моей мамы, сестер, родственников всегда были жизненные ориентиры и цели и они шли к ним. Они также хотели мира, благополучия всем. Неужели 25 лет назад женщины жили бессмысленно и бесцельно? Скажите это тем, кто жил в то время, - и они рассмеются в ответ.
И последнее: "Проводимая Президентом Исламом Каримовым последовательная политика позволила создать женщинам Узбекистана необходимые возможности и условия для счастливой жизни, обеспечения прав и свобод, участия в общественно- политической жизни государства. Таким образом, повысилась роль женщины не только в семье, которая традиционно является хранительницей домашнего очага, но и в общественно-политической жизни страны".
Никто не скажет, сколько узбечек сейчас гастарбайствуют в России и других странах Содружества, сколько занимается проституцией в Эмиратах и Таиланде, сколько вовлечены в преступную деятельность и теневую экономику, потому что иного выхода нет. Если вся страна в катарсисе, то как может женская половина человечества жить благополучно?
Но женщины должны отвечать. За все. В том числе и на вопросы "Ижтимоий фикр", как какого-то следтвенно-прокурорского органа...



Другие статьи в литературном дневнике: