Суд без суда

Алишер Таксанов: литературный дневник

Есть позиции, которые не подразумевают двойного толкования. Они прямолинейны, одноформатны и не имеют другого, отвлеченного понимания. Например, "презумпция невиновности", которая гласит, что пока суд не установил, является ли данное лицо преступником, то никто не вправе такое лицо так называть. Ну, это в том случае, если суд состоялся. А если нет?
Суд над Адольфом Гитлером, его соучастниками и вообще над фашизмом имел место в Нюрнберге в 1946 году. Тогда суд заявил, что Гитлер устроил геноцид и развязал кровавую мясорубку на планете. Только это было сказано после окончания Второй мировой войны. Но неужели до этого момента нельзя было назвать Гитлера преступником? Неужели солдат, защищавший страну от захватчика, не смел фашиста назвать преступником? Или эсэсовца, сжигающего военнопленных в печах концлагеря или вешающего крестьянина в сельской глубинке России, до момента суда над ним нельзя было назвать преступником?
Суда над Иосифом Сталиным, понятное дело, не было при его жизни, но разве его политика геноцида и репрессий не была преступной? Разве его и соратников по кровавым делам назвать нельзя сейчас преступником, лишь на основании того, что судебного разбирательства в истории не отмечено. Значит, все казненные, репрессированные, погибшие в лагерях НКВД - это ничто? Это просто масса, не имеющая ценности? Тогда грош цена такой "презумпции невиновности", если человек уходит от ответа за совершенные преступные дела.
Аугусто Пиночета хотели привлечь к уголовной ответственности за государственный переворот и убийство 30 тыс. чилийцев, но... дело не довели до конца - бывший диктатор умер. Значит, он не преступник? Это для юристов так, а для семей, потерявших своих родных от репрессий пиночетистов, мятежный генерал останется бандитом и мясником!
Другой пример, имеющий отношение к нашей истории и политике. Ислам Каримов сидит у власти 25 лет, за его спиной - расстрел толпы в Андижане, тысячи сограждан в тюремных лагерях, посаженные за то, что не согласны с президентом, удавленный бизнес, расхищенные богатства страны. Парламент принял закон в 2003 году, согласно которому, Ислам Каримов не будет отвечать за содеянное - это депутаты дали этому вампиру карт-бланш на совершение преступлений, которые таковыми считаться не будут. Для узбекского "правосудия" Каримов - не преступник. Но для миллионов - он преступник, даже без суда. Потому что судят по деяниям, а не только по судебным разбирательствам, особенно, если их нет.



Другие статьи в литературном дневнике: