Не считаю информацию о плохом состоянии Ислама Каримова "уткой". Учитывая его не далеко юношеский возраст, стресс за семейные неурядицы, страх ответственности перед народом за совершенные преступления, опасения реальных угроз со стороны подпольных движений, мафии и кланов, то это накладывает свой отпечаток на здоровье президента и его психологический дискомфорт. То, что Исламу Каримову осталось немного у власти, это вопрос биологии и недалекого будущего. Проблема в том, кто будет после него.
Ведь И.Каримов так и не определился с преемником, скорее всего, ему просто некому довериться, оставить под защиту семью, которую, несомненно, растерзают ближайшие соратники и революционеры, если им достанется власть. Уверен, что Гульнара Каримова уже не в Узбекистане, а где-то далеко и в тишине. Все ее имущество на родине распродано, капиталы вывезены и надежно схоронены, проблемы с замороженными счетами в Швейцарии, недвижимостью в других частях света тоже вот-вот завершаться с положительным результатом. Ведь косвенно это свидетельствуют прекратившиеся информационные выбросы, телодвижения как самой Гульнары, так и ее отпрыска в Великобритании, бездействии пи-ар-агентства, которое больше не выступает за свою подопечную. Кроме того, виновные уже назначены - Рустам Мадумаров, Гаянэ Авякян, Акбарали Абдуллаев, над которыми завершены все судебные процессы. Можно считать, что это правило диктатора - "Бей своих, чтобы чужие боялись!", хотя в реалии это всего лишь игры по перераспределению активов. В этой игре - ставка безопасности семьи президента, а дальние родственники - вне интересов Каримова. Это ускоренные процессы и радикальные решения - из-за плохого самочувствования главы государства.
Может получится так, что И.Каримов не дойдет до 29 марта 2015 года, и выборы состоятся без него. Неважно, сам ли по состоянию здоровья, или ему "помогут" из ближайшего окружения, как это имело место в СССР в 1953 году, когда Лаврентий Берия способствовал уходу в иной мир Иосифа Сталина, - такой сценарий очевиден и для Узбекистана, - важно то, что есть уже три формальных кандидата на высшую должность в стране. Служившие раньше бутафориями для политического театра Каримова, теперь могут стать реальными политиками, осознавшие ситуацию в свою пользу. Это шанс для них - для Акмаля Саидова, Наримана Умарова и Хатамжона Кетмонова, представляющие три партии - близнецов-братьев в условиях прежнего режима. Но лишившиеся постоянного давления и страха, партии и персоны могут начать реальную борьбу между собой. Важно теперь то, на кого будут делать ставку кланы и высшие чиновники, которые не желают лишаться своего "куска" в "пироге власти".
Несомненно, будут контакты, встречи, договоры. В этом заинтересованы как Рустам Иноятов, Рустам Азимов, Шавкат Мирзияев, так и региональные главы администраций, министры, олигархи, члены правительства - ведь всем нужны стандартные "правила игры", которых будут придерживаться все, чтобы сохранить полномочия, доступ к ресурсам и капиталу. Естественно, находящимся за рубежом лидерам места нет в подобной раскладке сил, никто их не пригласит на "дележку", никакой им политической реабилитации не светит - они вне системы. Ведь тем, кто остается у власти, нет нужды совершать реальные демократические реформы. Это осознают и сами кандидаты в президенты, хотя вначале проведут "косметический ремонт" системы с видом на либерализм и свободы.
Конечно, игра с тремя неизвестными нервируют коррупционеров и кланы, на кого делать ставку? Больше шансов у Акмаля Саидова, второй в гонке - Нариман Умаров, за обоими могут быть силы из двух крупных региональных кланов Ташукента и Самарканда. Окраины - Ферганская долина, Хорезм и Каракалпакстан могут сделать ставку на Хатамжона Кетмонова, и тогда возможности сбалансируются. За электорат "проголосуют" чиновники, ведь, как говорил Сталин, "важно не за кого голосуют, а кто подсчитывает голоса". Вся избирательная система подконтрольна СНБ, значит, все зависит от Рустама Иноятова, который уже давно ведет свою собственную игру и определяет цели в ней. Ему нужен управляемый и подконтрольный президент, не претендующий на личные амбиции. Возможно, кто-то из трех - креатив СНБ, и "внезапная" болезнь Каримова - это тоже один из шагов по продвижению протеже во власть.
Для Каримова лучше, естественно, дойти до гонки и после выборов назначить преемника, чем выбыть из игры и получить "избранного" народом политика из трех картонных фигур, который будет играть по другому сценарию. Но уже сейчас возможна реализация статьи 96 Конституции Узбекистана, которая оговаривает: "Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до
трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан". Иначе говоря, круг высокопоставленных лиц, в числе которых спикер Законодатекльной палаты и председатель Сената Олий Мажлис, премьер-министр, глава СНБ могут принять решение о созыве такой Госкомиссии и избрании И.О. президента из числа подконтрольных депутатов. В итоге или этот депутат, или иное лицо станет президентом. Сценарий "Статья 96" вполне очевиден за два оставшихся месяца.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.