Итак, постановлением второго прездента Узбекистана Шавката Мирзияева, 30 января считается Днем Рождения великого главы государства Ислама Каримова. Увы, для большинства моих сограждан это имя носит сакральный характер, и всякая попытка обрисовать этого человека в иных красках заканчивается скандалом в Интернете. Люди хотят верить, и они верят даже в доброго Дьявола.
Интересно то, что более четверти века назад у власти стал посредственный человек со своими слабостями/амбициями, которые потом превратились в главный тормоз развития страны. Объективный исторический процесс развития он рассматривал через призму своего миропонимания, от чего Узбекистан превратился в третьеразрядную страну мира, на уровне африканских стран, тех, где нищета и богатство сосуществуют рядом. В этом легко убедится, посмотрев на все мировые рейтинги. Вместо реальных рычагов влияния на власть, соуправления государством он дал гражданам сказку-миф о пяти принципах и т.н. идеологию национальной независимости, решив, что этим самым он облагоденствовал население. Именно по ней и жили узбекистанцы последние десятилетия. И они считали, что "спасибо президенту за мирное небо" - это результат работы Ислама Каримова, хотя любой кандидат в президенты, что претендовал на власть во время выборов, вряд ли мечтал устроить гражданскую войну. Заслуга за мир почему-то досталась Каримову, но ведь это в большей степени заслуга самих узбекистанцев, не желавших беспорядкой и погромов, убийств и мародерства.
Ислам Каримов узурпировал власть и он показал, как можно интерпретировать законы в свою пользу. И он заставил поверить в свою правоту и 30 млн. граждан республики, хотя нормальный юрист просто бы воскликнул: "Это же государственное преступление!" Но юристы наши молчат. Особенно те, что в прокуратуре, Верховном или Конституционном судах. Потому что они чиновники, а не граждане с политической и моральной ответственностью. Эти люди показали, что их можно купить. То есть власть их купила и теперь они обслуживают ее, а не народ. Пропаганда доделала свое дело, и теперь ныне проживающий в Узбекистане свято верит в безгрешность Ислама Каримова и не пытается вникнуть в суть того времени, когда этот человек властвовал и вел государство.
Я часто слышу в свой адрес: а чего вы можете, оппозиционеры? Что вы сделали хорошего? Идите, работайте, нечего критиковать.
В свою очередь хочу сказать:
1. Оппозиционеры не живут на зарплату из госбюджета. Они работают, чаще всего, в частном секторе, чтобы прокормить себя и семьи свои. И они платят налоги, чтобы государство имело бюджет. Это и есть то, что мы делаем как граждане и что обязаны делать. Но при этом мы не обязаны выполнять не свойственную нам работу - подметать улицы, собирать хлопок, металлолом, вносить взносы в какие-то там фонды и т.д. Нам за нишу критику системы государство не платит. Никакое государство не платит, если кто-то думает, что мы получаем деньги из-за рубежа.
2. У оппозиционеров нет власти и поэтому они не могут показать, на что они способны. Если в стране плохая ситуация, то в этом вина тех, кто управляет национальными ресурсами - чиновники. Хочется спросить: если в Узбекистане высокая инфляция, то ее довели до этого оппозиционеры? Если машины и авиабилеты продают не за узбекские сумы, а за доллары, то и в этом наша вина? Если вас гоняют собирать хлопок, то это по приказу инакомыслящих? Если в банкоматах нет наличности, то ее тайно вытащили диссиденты? Если из страны бегут миллионы в поисках работы, то толкают на это мы, не имеющие ничего общего с действующей властью? Поэтому следует ли на нас сваливать беды, не лучше ли обратиться к тем, кого вы избрали и доверили судьбу страны. А к нам лучше прислушиваться и делать выводы.
3. В качестве довода хорошей жизни мне приводят факты, что в каждой семье есть автомобиль и очереди на него в магазины расписаны на годы вперед. В свою очередь считаю высказаться следующие: автомобиль не является фактом материального благополучия семей. Это единственная форма приложения капитала, присущая экономически слаборазвитым странам. В реалии доходы от продаж автомобилей поступают не Асакинскому заводу, а поставщикам материалов, из чего собираются автомобили, то есть Южной Корее. Если бы узбекистанцы скупали акции завода, то это было бы прямое инвестирование в производство, и это было бы благо для страны. Люди приобретают предметы потребления, а не совершают инвестиционную сделку для экономического роста.
Приведу пример Индии, страна и нищая, и богатая одновременно. Богатая, потому что тратит миллиарды на вооружение. Нищая, потому что население не имеет доступа к хорошей питьевой воде, медицине (инфекционные и внутренние болезни просто зашкаливают), плохая жилищная инфраструктура, экология, безработица, криминал. Но при этом у населения, по подсчетам экспертов, около 10 тыс. тонн золота в виде ювелирных изделий. Индусы скупают золото, поскольку это их понятие сохранения капитала. Это тезаврирование финансовых средств. Но оно не дает им доступа к хорошей жизни. В этом и парадокс, что люди не получают результатов для себя. Они носят ценности, которые не имеют влияние на их реальную жизнь.
Узбеки годами копят деньги, чтобы провести шикарную свадьбу. Это и есть форма социального их благополучия - создать имидж, что они тоже люди со средним достатком, что они не бедные, что у них благополучная жизнь. То есть люди работают не внешний вид, но не на реалии. Тоже самое и с автомобилями. Иметь автомобиль - это престиж. Это вложить деньги, которые обесцениваются. Но это не поднимает их уровень материального благосостояния (за исключением, если они потом не занимаются коммерческим развозом грузов и пассажиров).
4. Подлость политической системы Ислама Каримова в том, что она поделила людей на "патриотов" и "врагов народа". Первые - за сохранение режима Каримова, вторые - хотящие перемен. Общество поделено, и в этом трагедия узбекистанцев. Лозунг "Разделяй - и властвуй!" - он особо проявляется в Узбекистане. И именно это позволяет чиновникам воровать, превращать народ в рабов, а "рабам" обсуждать не то, как получить свободу, а какой хозяин лучше.