Где теория, а где практика

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 24 октября провел совещание по вопросам дальнейшего развития высшего образования, повышения качества подготовки кадров, расширения интеграции науки и производства. Речь шла о том, что плохо с системой образования, нет связи с мировой наукой, существующая квота приема в вузы не устраивает никого, ректоров самих никто не проверяет на должность, нет связи учебы с производством и т.д.


Помнится, в школе мне показывали две поставленные на угол пирамиды: первая - на верху число желающих стать космонавтом (больше всего), внизу - желающих быть рабочим или крестьянином (меньше всего); вторая - потребность экономики, так наверху высокая нужда в рабочих руках, внизу - в космонавтах.
В Узбекистане все хотят стать дипломатами, юристами, менеджерами, экономистами, футболистами, ментами и военными, тогда как экономику создают и двигают рабочие руки. Стране нужны токаря, слесаря, монтеры, механики, инженеры, энергетики, врачи, крестьяне, водители, строители. Именно на них ориентируется экономика. Строительной фирме требуется сто рабочих и один бухгалтер, а не наоборот. В Швейцарии быстрее найдет работу не менеджер по туризму, а строитель или паркетоукладчик, не юрист, а автомеханик или сантехник. Приехавшие из других стран магистры или профессора наивно полагают, что для них приготовлены рабочие места, и им приходится работать в уборке территории или разнорабочими на фабрике. Потому что людей с высшим образованием здесь как собак нерезанных, всем должности в офисе не дадут.
Я это к тому, что Узбекистану необходимо развивать промышленность и производственную инфраструктуру, сферы, обслуживающие сельское хозяйство, и больше всего для этого требуются рабочие специальности. Сюда проникают современные технологии и техника, и здесь работают люди уже с инженерной квалификацией. Солнечная энергетика - полное раздолье для соответствующих частных фирм в Узбекистане. Ветрянные двигатели, автономное освещение, биогаз из отходов животноводческих ферм, прокладка труб и опреснители воды - простор для вклада капитала, интеллекта и творчества. Пора отказаться от совкого мышления, что в ПТУ идут придурки. Судя по реалиям, придурки идут в УМЭД и школу МВД, так как блат и деньги решают их судьбу, а не знания.
А люди хотят сидеть в кабинетах и управлять бумажками и по телефону, создавая лишь виртуальную долю в ВВП. Пачкать руки и гнуть спину им как-то не по нутру, не в их ментальности.
Я полгода работал на стройке, был кровельщиком, мой шеф работал со мной. Так вот, он миллионер! На счету его фирмы десятки миллионов франков. Фирма имеет два больших автокрана, десяток грузовых машин, станки и агрегаты в больших цехах. Обеспечил работой два десятка человек. Свой большой дом, несколько автомобилей для семьи. Ездит постоянно на отдых за границу. А человек не имеет высшего образования, он всего лишь обычный кровельщик!


Кстати, в Швейцарии учеба напрямую связана с производством. Моя дочь учится на медсестру. Для этого она нашла место по профессии - госпиталь, где ей предоставили т.н. "леерштеле" (место работы/учебы). Она первые два года три дня работает там по специальности, два - ходит в школу по ее специальности, где получает теоретические знания (анатомия, фармацевтика, химия, физика); на третий год - два дня работы и три дня учебы. Работа оплачиваемая плюс стипендия из госфонда. Никаких там лишних предметов, типа истории или географии - все это уже дали в обычной школе, нет нужды повторяться или загружать непрофильными дисциплинами. Знание истории не сделает медсестру грамотным в оказании медицинской помощи. После окончании медсестру не нужно учить уже на месте работы - она все знает и сразу выполняет свою миссию. Диплом признается во всем мире.



Другие статьи в литературном дневнике: