Прогулка по периметру тюрьмы

Алишер Таксанов: литературный дневник

Просмотрел ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "О митингах, собраниях и демонстрациях граждан", который разработан - вот уж чего не ожидал! - Министерством внутренних дел. Мне казалось, что такие законы проходят по линии Министерства юстиции, но не как правокарательных органов. Уже то, что разработчиком демократических принципов, связанных с правами человека, является МВД, орган, который, наоборот, подавляет эти права, то похоже Узбекистан опять в тупике...
Я не стану говорить о явных ляпах, что сразу бросается в глаза, просто пройдусь по некоторым. Специалисты в области права сами найдут десяток того, что противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу.
Итак...
- "митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем по тем или другим вопросам" (ст.3). При этом пишется, что "запрещается проведение митингов... в целях... дискредитации государственных органов" (ст.4).
Что означает понятие "дискредитация государственных органов"? Если люди митингуют против действия властей, например, сносов их домов, коррупции в прокуратуре, налоговой или хокимияте, уничтожении растительности города, непрозрачности тендеров и финансирования проектов, осуществления госзакупок, то разве это дикредитация того, что власти сами дискредитировали? Граждане вправе выражать свое недовольство правительственными органами - это первый признак демократического строя. Закон все обнуляет...


- "Организатором митинга, собрания и/или демонстрации могут быть один или несколько граждан Республики Узбекистан..." (ст.6). И там же: "не могут быть организатором... лицо, являющееся руководителем или членом негосударственной некоммерческой организации, ликвидированной или незарегистрированной на территории республики, а также деятельность которой приостановлена или запрещена в установленном законом порядке".
Организатором выступают физические лица, а не юридические. То есть ликвидация какой-то организации не лишает права его руководителя быть организатором митинга. Только суд вправе ограничивать человека в правах.


- "собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов" (ст. 3). "Организатор имеет право организовывать и проводить митинг, собрание и/или демонстрацию по официальному разрешению органов исполнительной власти на местах" (ст.6).
Родительские собрания в школе, встреча ректора со студентами, встреча партийный активистов, дискуссии ученых - неужели на все нужно разрешение? Неужели власть так боится граждан, что доходит до такой мелочи?


- "В целях обеспечения безопасности, запрещается выделение мест на проведение митингов, собраний и/или демонстраций, расположенных на расстоянии до 500 метров от следующих объектов и территорий: административных зданий органов государственной власти и управления, органов исполнительной власти на местах, правоохранительных органов, военизированных, особо важных и категорированных объектов..." Там еще перечислены другие объекты, включая культурные, учебные и прочие (ст.10).
Если люди митингуют против действия органов местной администрации, то почему они должны находится на таком значительном расстоянии, что руководителям этой администрации будет и невдомек о происходищем митинге. К тому же город - это насыщенная зданиями властных институтов территория, там уже через каждые 100 метров находится то хокимият, то министерство, то суд, то участок милиции, то есть какое-то госучреждение, то школа, то больница, то автобусная остановка и т.д. Получается, что митинговать можно за пределами города, где-то на колхозном поле...


- "Заявление на получение разрешения на проведение митинга, собрания и/или демонстрации подается его организатором либо одним или несколькими участниками в орган исполнительной власти на местах в письменной или электронной форме, в срок не позднее чем тридцать рабочих дней до дня проведения данной общественной активности" (ст.8).
30 рабочих дней - это 40-45 календарных дней. Почему так долго? В чем проблема? Если вопрос о сносе домов, что решается властями за считанные часы, то граждане должны ждать больше месяца, чтобы выразить свое мнение? То есть сроки будут упущены и люди не смогут отстоять своим права на жилье! Это что за демократия такая?


- "Проведение митингов, собраний и/или демонстраций допускается только по рабочим дням недели и не может начинаться ранее 10.00 часов и заканчиваться позднее 17.00 часов" (ст.11).
Почему в рабочее время и рабочую неделю - люди не должны работать что ли? Если граждане хотят собраться в воскресенье и решить свои проблемы, то почему закон это запрещает?


- "Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство физических и юридических лиц" (ст.12)
Если я организую собрание по поводу памяти Второй мировой войны, то не вправе оскорблять и унижать Адольфа Гитлера, его сподвижников, а также СС, НСДАП, Вермахт, гестапо?
Если я выступаю против проворовавшихся прокуроров, то какое может быть оскорбление учреждению, которое дало работу ворам и коррупционерам? Оно само себя оскорбило, и унизило достоинство тех людей, попавших под репрессивную машину этих коррумпированных лиц.


Читаю дальше: личный досмотр граждан... запрещение проведения или допуска лиц... участие Национальной гвардии... присутсвие органа власти на митинге... наказание участников...
Очень много того, что делает Национальная гвардия и МВД на собрании/митинге/демонстрации, что превращает все эти мероприятия в некую прогулку заключенных в комнате свежего воздуха в рамках тюрьмы.
Еще раз убеждаюсь, что подобные законы НИКОГДА не должны разрабатываться правокаратекльными органами. Они итак превращают Узбекистан в зону с колючей проволокой.



Другие статьи в литературном дневнике: