Подкормить депутатов

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане будет увеличен ежегодный объем выделяемых государственных средств для финансирования уставной деятельности политических партий. Теперь ежегодный объем финансирования уставной деятельности партий формируется из расчёта 2,5% (до этого — 2%) от базовой расчётной величины, установленной на 1 сентября (до этого — 1 января) года, предшествующего году выделения этих средств, умноженных на количество граждан, включённых в списки избирателей на последних выборах в Законодательную палату. Государственные средства на основании результатов последних выборов в Законодательную палату будут распределяться в следующем порядке: 40% — равными долями между партиями, 60% — пропорционально количеству полученных партиями депутатских мест в нижней палате парламента.


Это стало возможным благодаря изменениям в закон «О финансировании политических партий», что 2 июля подписал президент Шавкат Мирзияев.
Что это означает?
Финансирование политических партий государством может привести к ряду потенциальных угроз и рисков для страны и её политического строя. Вот некоторые из этих рисков:


1. Укрепление существующих партий и снижение конкуренции:
Государственное финансирование может укреплять уже существующие партии, давая им больше ресурсов по сравнению с новыми или меньшими партиями. Это может затруднить появление новых политических сил и идей, снижая политическую конкуренцию и динамику.


2. Зависимость партий от государства:
Если партии сильно зависят от государственного финансирования, они могут стать менее независимыми и более подверженными влиянию государства. Это может ослабить их способность критиковать правительство или проводить независимую политику, что угрожает политическому плюрализму и демократии.


3. Коррупция и неэффективность:
Государственное финансирование политических партий может привести к коррупции, когда распределение средств осуществляется не прозрачно или неэффективно. Это может создать дополнительные возможности для злоупотреблений и манипуляций со стороны чиновников и партийных лидеров.


4. Неравенство и несправедливость:
Критерии распределения государственного финансирования могут быть несправедливыми или неравными, отдавая предпочтение определённым партиям или группам. Это может подорвать доверие граждан к политической системе и вызвать недовольство и протесты.


5. Конфликты интересов:
Государственное финансирование партий может создать конфликты интересов, когда правящая партия или коалиция используют своё положение для манипулирования распределением средств в свою пользу. Это подрывает демократические процессы и усиливает политическую поляризацию.


6. Злоупотребление властью:
Политические партии, получающие государственное финансирование, могут злоупотреблять своими ресурсами, направляя их на цели, которые не связаны с политической деятельностью, такие как личные нужды партийных лидеров или их сторонников.


Примеры и контексты:
- В странах ЕС государственное финансирование политических партий широко распространено, но строгие правила и прозрачность направлены на минимизацию рисков злоупотреблений.
- Государственное финансирование политических партий в России используется, но часто критикуется за то, что оно преимущественно поддерживает партии, лояльные к действующему правительству, что ограничивает политическую конкуренцию.
- В США прямое государственное финансирование партий отсутствует, но есть система государственного финансирования президентских кампаний, которая также подвержена критике за неэффективность и недостаточную прозрачность.


В итоге, хотя государственное финансирование политических партий может способствовать более равным условиям для всех политических сил и уменьшить влияние частных денег в политике, его реализация требует строгого контроля, прозрачности и справедливых критериев распределения, чтобы избежать вышеперечисленных рисков и угроз.


Если партии, составляющие основу парламента, зависят от государственного финансирования, это действительно может создать прямую зависимость от государственного бюджета и, в определенной степени, от президентской власти. В этом случае возникает несколько потенциальных угроз для политической системы и демократических процессов:


1. Влияние исполнительной власти
Зависимость от бюджета: Поскольку распределение государственного бюджета контролируется исполнительной властью, парламентские партии могут оказаться подверженными влиянию президента и правительства. Они могут быть вынуждены поддерживать правительственную политику и решения, чтобы обеспечить продолжение финансирования.
Политическое давление: Исполнительная власть может использовать бюджетное финансирование как инструмент давления на парламентские партии, заставляя их принимать выгодные правительству решения или блокировать нежелательные инициативы.


2. Утрата независимости парламента
Подчинение президенту: Если парламентские партии зависят от президентской власти в плане финансирования, это может ослабить их независимость и сделать их менее способными выполнять свои функции по контролю и сдерживанию исполнительной власти.
Снижение политической конкуренции: Партии, находящиеся у власти, могут использовать государственные ресурсы для укрепления своих позиций и подавления оппозиции, что приведет к снижению политической конкуренции и плюрализма.


3. Коррупция и неэффективное использование средств
Злоупотребления финансированием: Государственное финансирование может быть использовано нецелевым образом, направляя средства на личные нужды партийных лидеров или их сторонников, что подрывает доверие граждан к политической системе.
Непрозрачность и фаворитизм: Распределение государственных средств может осуществляться непрозрачно, с предпочтением к лояльным правительству партиям, что подрывает принципы справедливости и равенства.


4. Поляризация и политическая нестабильность
Усиление конфликта интересов: Зависимость партий от государственного финансирования может усилить конфликт интересов и политическую поляризацию, когда ресурсы используются для достижения краткосрочных политических целей в ущерб долгосрочным интересам страны.
Дискредитация политических институтов: Если граждане воспринимают парламент как зависимый от исполнительной власти и неэффективный институт, это может привести к дискредитации политических институтов и увеличению недовольства в обществе.


Примеры из разных стран:
- В России партии, получающие государственное финансирование, часто критикуются за зависимость от правящей партии и президента. Это ведет к ограниченной политической конкуренции и ослаблению роли парламента как независимого института.
- В Турции также существуют опасения по поводу зависимости парламентских партий от исполнительной власти, что может ослабить демократические процессы и усилить авторитарные тенденции.
- В Венесуэле государственное финансирование партий привело к усилению контроля правительства над политической системой и ограничению политической оппозиции.


В случае зависимости парламентских партий от государственного бюджета и президентской власти существует реальная угроза ослабления независимости парламента, коррупции и неэффективного использования средств. Для минимизации этих рисков необходимы меры по обеспечению прозрачности, справедливости и независимости процесса государственного финансирования политических партий.



Другие статьи в литературном дневнике: