О сотрудничестве с Россией

Алишер Таксанов: литературный дневник

I. В официальной узбекистанской прессе много говорят, чуть ли не об экономическом чуде, которое республика пережила после 2016 года: конвертация валют, упрощение ведения бизнеса. Какие еще решения оказали положительное влияние на экономическую либерализацию?


- Действительно, после т. н. «экономических реформ» Ислама Каримова, правившего республикой 27 лет, Узбекистан оказался в стагнации: никакого развития, бегство капитала, репресии в отношении бизнеса, формирование полицейской экономики, когда все, включая даже договора между субъектами хозяйствования, под контролем правоохранительных органов, а также миграция рабочей силы. Страна занимала самые низкие рейтинги в ведении бизнеса, коррупции, верховенства законов, свободы прессы и дееспособности государства в международный рейтингах.
Шавкат Мирзияев ощущал потребность страны в изменениях, и пошел на это. Конечно, он тоже не реформатор, а администратор, поскольку все реформы провел через бюрократический аппарат и бюрократическими методами. Но даже они были свежей струей воздуха в затхлом помещении, кем был Узбеккистан. Оказалось, что конвертация возможна, хотя все «специалисты» пугали распадом экономики. И бизнесу было сделано послабление, в частности, снижении налоговой планки, устранение разрешительных процедур, облегчение введение бизнеса. Открытие границ и установление отношений с соседями — все это сказалось положительно для республики.
За первые полгода ВВП увеличился на 106,4%, промышленность на 107,8%, сельское, рыбное и лесное хозяйство — на 103,8%, инвестиции в основной капитал на 136,6%, строительные работы на 110,1%, грузооборот транспорта на 104,0%, пассажирооборот на 105,3%, розничный товарооборот на 108,4%, услуги на 112,9%. То есть динамика есть. Но можно ли сказать, что реформы Мирзияева прошли успешно? Скорее всего, это следствие инерции того хода, что стартовал в 2016 году. Реформы не затрагивают многих аспектов, прежде всего, права собственности. До сих пор частная собственность не стала абсолютной, ее легко изъять у гражданина или юридического лица. Государственный рэкет хоть и ослаб, но сохранился. И самое важное, коррупция стала управляемой, то есть точечной. Это некая модель состояния экономики, когда коррупционеры продолжают влиять на экономические решения. Госзаказы, тендеры, скупки законов — все это имеет место в коррупционном влиянии.


II. До какой степени эта либерализация произошла, и как её последствия можно оценить с сегодняшнего дня? Чем вообще примечателен узбекистанский рынок для иностранных инвесторов и предпринимателей? Примечателен ли?


- Либерализация, несмомненно, произошла. Я бы выделил следующие направления реформ и изменений в стране:
1. Экономические реформы:
Девальвация и либерализация валютного рынка: В 2017 году была проведена значительная девальвация узбекского сума, что позволило установить единый рыночный курс валюты. Это сделало узбекскую экономику более предсказуемой для инвесторов и упростило международные торговые операции.
Привлечение иностранных инвестиций: Правительство провело реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата. Были сняты многие бюрократические барьеры, упрощен визовый режим для бизнесменов и туристов. Были созданы свободные экономические зоны, предоставляющие налоговые льготы и другие стимулы для иностранных инвесторов.
Реформа сельского хозяйства: Мирзияев начал реформы в сфере сельского хозяйства, включая сокращение государственной монополии на выращивание хлопка и расширение возможностей для фермеров выращивать и продавать другие культуры. Узбекистан приступил к реализации крупных проектов по экономии 15 миллиардов кубометров воды за счёт повышения эффективности водопользования на 25% в ближайшие пять лет
Диверсификация экономики: В рамках программы "Стратегия действий по развитию страны на 2017–2021 годы" правительство сосредоточилось на диверсификации экономики, уменьшении зависимости от экспорта хлопка и природных ресурсов. В итоге ВВП страны достигло 100 млрд. долларов, и более чем в 2 раза на душу населения.
2. Политическая либерализация:
Открытость к критике и диалог с обществом: После прихода к власти Мирзияев открыл множество каналов для связи с населением, включая виртуальную приемную президента, где граждане могут подавать жалобы и предложения. Это стало важным шагом в сторону увеличения прозрачности и подотчетности власти.
Освобождение политзаключенных: В рамках либерализационных реформ были освобождены несколько известных политзаключенных, включая журналистов, правозащитников и представителей оппозиции.
Судебные реформы: Президент уделил внимание реформам в судебной системе, направленным на обеспечение большей независимости судов и сокращение коррупции. Хотя полностью этот аспект не был доведен до конца. Суды в решениях вопросов собственности до сих пор работают по указке «сверху».
3. Международные отношения
Улучшение отношений с соседними странами: Шавкат Мирзияев уделил большое внимание нормализации и улучшению отношений с соседями по Центральной Азии — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном. Решение приграничных споров, налаживание экономических и дипломатических связей способствовали улучшению региональной стабильности.
Расширение международного сотрудничества: Узбекистан значительно улучшил отношения с западными странами, а также с Китаем и Россией. Мирзияев активно привлекает иностранных инвесторов, развивает внешнеэкономические связи и пытается вывести страну из международной изоляции, которая существовала при его предшественнике.
4. Социальные реформы
Отмена принудительного труда: В ходе реформ была проведена кампания по борьбе с принудительным трудом, в особенности в хлопковой промышленности, которая традиционно была известна использованием детского и принудительного труда.
Реформа образования: Президент активно поддерживает реформы в системе образования, включая повышение уровня профессиональной подготовки и поддержку молодых специалистов. В стране открываются новые вузы и филиалы российских вузов.
Улучшение прав человека: Вопросы прав человека и свободы слова стали больше обсуждаться на общественном уровне, хотя ограничения в этой сфере по-прежнему сохраняются. До сих пор существуют «черные списки» у министерств и ведомств в отношении блогеров и журналистов, гражданских актвистов. До сих пор невозможно зарегистрировать политическую партию или движение. Выезд за границу также имеет барьеры, в частности, получения загранпаспорта для активистов или нелояльных.
5. Туризм
Упрощение визового режима: Для многих стран был введен безвизовый режим или значительно упрощены визовые процедуры, что способствовало увеличению потока туристов и развитию туристической отрасли. За полгода 2024 года страну посетили более 5 млн. иностранцев.
6. Борьба с коррупцией
Антикоррупционная кампания: Правительство Мирзияева начало активно бороться с коррупцией в различных сферах, включая госаппарат и правоохранительные органы. Были созданы специальные антикоррупционные комиссии и проводятся расследования в отношении высокопоставленных чиновников.
Составляются рейтинги борьбы с коррупцией. Агентство по противодействию коррупции опубликовало рейтинг эффективности борьбы с коррупцией в 95 государственных органах Узбекистана в 2023 году. «Хорошую» оценку получили 42 органа, набравшие 81;100 баллов, «удовлетворительную» (55;80 баллов) — 38 госорганов и «неудовлетворительную» (ниже 55 баллов) — 15 госорганов.
Однако правовые реформы до сих пор не завершены. Так, закон «О конфликте интересов» не подписан, что позволяет чиновникам использовать должностные полномочия и вести личный бизнес. Чиновники до сих пор не декларируют свои доходы, что не позволяет контролировать их финансовые активы и выявлять коррупционные элементы. Экономики до сих пор от 40 до 50% находится в «тени», что говорит о существовании коррупционной составляющей.
7. Открытость СМИ
Либерализация медиа: Хотя независимая журналистика по-прежнему сталкивается с определенными ограничениями, при Мирзияеве наблюдается некоторое расширение свободы СМИ. Журналисты стали более активно обсуждать социальные и экономические проблемы страны.
В общем, изменения при президенте Мирзияеве сделали Узбекистан более открытым как для внешнего мира, так и для внутренней модернизации, что положительно отразилось на его экономике и международной репутации. Однако, несмотря на эти реформы, в стране еще остаются значительные вызовы, связанные с правами человека, свободой прессы и судебной независимостью. До сих пор преследуются активисты, бизнесмены, не реабилитированы лица, пострадавшие от режима Ислама Каримова, лишаются гражданства люди, уехавшие из республики. Миграция остается на высоком уровне — свыше 3 млн. человек продолжают работать в чужих странах, их трансферы достигают 10-12 млрд. долларов в год. Правительство создает кластеры, которые являются по сути финансово-промышленными группами в аграрном секторе и контролируют дехкан, навязывают им выращиваемые культуры, объемы и цены, выход на рынки. Урбанизация городов происходит вне планов развития, застройки хаотичные и порой незаконные, однако власти не регулируют этот процесс. Сам Мирзияев признавался, что с начала 2024 года число объектов, строительство которых началось без регистрации, достигло 2200. Людей лишают своих земли, домов, не предоставляют реальной кромпенсации. Об этом даже говорилось на комиссиях в ООН.


III. Как российское вторжение в Украину повлияло на экономику республики? В 2022 году в республике было много оптимизма по поводу того, что приедут молодые специалисты, крупный российский бизнес, и произойдёт ренессанс. Повлияло ли это положительно на экономический климат и возможности страны?


- Россия остаётся ключевым внешнеэкономическим и одним из крупнейших инвестиционных партнёров Узбекистана. За последние 7 лет товарооборот двух стран вырос в 2,5 раза. В частности, по итогам 2023 года он превысил 10 млрд долларов. По данным узбекистанской стороны, за первые 7 месяцев 2024 года товарооборот увеличился ещё 30%. Частота прямых рейсов между странами достигла почти 300 рейсов в неделю. Во время государственного визита президента Владимира Путина в Ташкент в мае 2024 годабыла поставлена цель довести объёмы взаимной торговли до 30 млрд долларов к 2030 году. Это амбициозные проекты, но этому способствовала, как ни странно, война.
У Россиии ссузились рамки международной торговли, и поэтому бывшие постсоветские республики стали ключевыми партнерами. Узбекистан, который нейтрально относится к российской агрессии в Украину, извлекает выгоду из создавшейся ситуации. Шавкат Мирзияев не может не понимать, что Узбекистан превращается в «серую зону», то есть территорию для легалиции российского капитала. Фактически, через республику прокачиваются ресурсы русских олдигархов и ФПГ, которым нужны доступы на мировые рынки товаров и технологий. Ташкент обеспечивает этот процесс, таким образом позволяя обходить международные санкции. Так, планируется в Узбекистане создавать дроны, что могут применятся российскими вооруженными силами в войне. Ташкент поставляет России нитроцеллюлозу, которая считается основным компонентом для производства пороха. Через Узбекистан осуществляются поставки углеводородного сырья в Юго-Восточную Азию, ведется торговля с Талибами.
К сожалению, Узбекистан больше зависимое в экономическом плане государство: трудовые мигранты, для которых нет работы на родине, энергетические проблемы, из-за которой возникают кризисы, проблемы деградации земельных ресурсов и воды. Россия вляет и политически на Ташкент, поэтому на многих сессиях Генассамблеии ООН Узбекистан не выступает против России, если поднимаются вопросы эмбарго, прав человека, агрессии и оккупации. К тому же, продолжается ретрансляция российских телепрограмм на Узбекистан, которые создают «фон поддержки» войны. Строительство АЭС — это еще один проект, который может быть потенциально опасным для страны в случае конфликтов и обеспечивает к тому же постоянное российское «наблюдение», вплоть до вмешательства.
Конечно, и товарооборот, и появление российских специалистов позитивно повлияло на развитие Узбекистана. В краткосрочной перспективе это дает серьезные изменения в промышленном производстве, доступе пускай не самых современных, однако недорогих технологий. Однако международные санкции могут ударить и по Узбекистану, тогда произойдет откат назад. Республика лишится мировых рынков и ссузить экспорт лишь в рамках постсоветских государств.


IV. Россия занимает первое место в Узбекистане по количеству предприятий с участием иностранного капитала. Дали ли российские бизнесы рабочие места и толчок экономике или, наоборот, отняли рабочие места, съели местные бизнесы, и в итоге обычному узбекскому обывателю стало хуже?


- Естественно, создание СП с участием российского капитала — это новые рабочие места и возврат мигрантов на родину. Это позитивный процесс. Миграция российских рабочих или специалистов незначительна, так что трудно утверждать, что россияне занимают места узбеков в производстве. На уровне менеджмента основные позиции, естественно, за россиянами, ведь им приходится контролировать свои активы, не позволить их разворовать. Россия не работают там, где нужны серьезные инвестиции, а местные бизнесмены в эти сферы вкладывают неохотно, понимая, что риски для них велики и отдача придет не сразу.
Россия открывает ниши в своем внутреннем рынке, которые были закрыты с 1993 года из-за недальновидной политики Ислама Каримова — это поставки сельхозпродукции. Тогда эти ниши заняли турецкие и центральноевропейские производители, теперь конкуренции там нет.
Поставка газа — это решение проблем с отоплением и горячей водой для населения, и для производителей, которые нуждаются в энергии. Так что этот процесс воспринимается позитивно.
Но не следует забывать, что такое стало возможным из-за ограничений, которые имеет Россия из-за санкции. Узбекистан просто пользуется моментом.



Другие статьи в литературном дневнике: