Амнистия капиталовМеня попросили оценить возможности принятия закона об амнистии нелегальных (теневых) капиталов в Узбекистане и приведет ли он к положительным эффектам для экономики Узбекистана. Сейчас об этом проекте говорит инициативная группа граждан, которые продвигают эту мысль в правительство и для дискуссии в общественном пространстве. Первое, это привлечение капитала в экономику. Амнистия способствует возвращению финансовых средств, которые ранее находились в "тени" или за пределами Узбекистана. Возможно, речь идет от 10 до 30 млрд. долларов, осевших в оф-шорах или западных банках. Эти капиталы, однажды легализованные, могут быть направлены в реальный сектор экономики, инвестиционные проекты или инфраструктурное развитие. Это увеличит объем внутреннего капитала, который мы сможем использовать для финансирования экономического роста и развития. Второе, рост инвестиций. Легализованные капиталы будут реинвестированы в местные предприятия, что стимулирует создание рабочих мест, развитие малых и средних предприятий, а также рост производительности. Учитывая, что предприниматели и владельцы капитала окажутся под защитой от юридических последствий за прошлые правонарушения, это может повысить их доверие к государственным институтам и мотивацию для долгосрочных инвестиций. Третье, расширение налоговой базы. После амнистии нелегальных капиталов государство получит возможность увеличить налоговую базу, так как ранее скрытые активы и доходы включатся в официальную экономику. Это приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, что позволит правительству финансировать важные социальные и экономические программы. Учитывая, что теневая экономика достигает 50% ВВП, то до 100 млрд. долларов просто проходит мимо государства и казны, эти активы обслуживают коррупционеров и нелегальных производителей товаров и услуг. Четвертое, снижение теневой экономики. Конечно, амнистия способствует уменьшению доли теневой экономики, так как владельцы незаконных капиталов получат стимулы для выхода "из тени". Это делает экономику более прозрачной и поддающейся регулированию, что улучшает условия для ведения бизнеса и привлекает больше иностранных инвестиций. Легально работать выгоднее, чем нелегально, так как никто не конфискует собственность, не отожмет бизнес, не станет преследовать. Пятое, улучшение делового климата. Если процесс амнистии будет сопровождаться гарантиями защиты прав собственности и улучшением законодательной базы, это повышает доверие бизнес-сообщества к правительству и улучшает общий деловой климат в Узбекистане. Это также может послужить сигналом для иностранных инвесторов, что правительство стремится к стабильности и прозрачности в управлении экономикой. Предыдущий президент Ислам Каримов создал экономику с двойной бухгалтерией - это устраивало его политический курс на единоличную власть. Но для демократического развития нужна сильная экономика, а это возможно лишь с бизнесом разного формата и надежным правом на частную собственность. Тогда численность созданных предприятий будет равно числу действующих. Шестое, легализация активов и повышение финансовой прозрачности. Амнистия капиталов способствует легализации активов, что позволяет предприятиям и частным лицам свободно пользоваться своими средствами для развития. Это также ведёт к улучшению финансовой прозрачности в банковском секторе и улучшает контроль над денежными потоками, в свою очередь, это гарантирует эффективность борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями. Можно всегда будет отследить, какие ресурсы идут на финансирование терроризма, наркотрафика или обеспечение вооруженного конфликта. Финансовая прозрачность также обеспечит щит от желания некоторых олигархов, магнатов или коррупционеров ускользнуть от международных санкций и преследования. Седьмое, стимулирование экономического роста. Инвестиции, сделанные с использованием амнистированных капиталов, простимулируют рост в ключевых секторах экономики, таких как строительство, сельское хозяйство, промышленность и услуги. Это увеличивает занятость, способствует росту ВВП и усиливает социально-экономическую стабильность. Именно в этом направлениях у Узбекистана слабые позиции. Восьмое, снижение оттока капитала. Амнистия создает стимулы для того, чтобы капиталы, ранее вывезенные за границу, возвращались в страну. Это поможет укрепить национальную валюту, снизить валютные риски и поддержать макроэкономическую стабильность. Однако, амнистия - это монета с двумя сторонами. Существуют и риски этого процесса, о котором тоже следует сказать: Третье, низкий уровень доверия. Важным фактором будет уровень доверия населения к правительству. Если население не верит в гарантии безопасности своих капиталов, они могут не воспользоваться возможностями амнистии. К сожалению, за все годы независимости власти не создали благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, и поэтому переубедить людей, владельцев капиталов, будет не просто. Четвертое, эффективность институтов власти. Например, работа Агентства по противодействию коррупции, освещение в прессе о фактах коррупции, нецелевом использовании бюджетных средств, кадровая политика и т.д. - все это имеет ограниченный характер. Не приняты законы о декларации доходов и расходов чиновниками, финансовом мониторинге, публичности скупок недвижимости и т.д. Следует учесть, что закон не должен иметь дискретный характер, то есть ставить временные рамки: легальзуйте до такого числа, а то позже у вас пропадет такой шанс. Никто сразу не вернет активы в Узбекистан, потому что доверие не вырабатывается сразу. Нужны годы, а то и десятилетия, чтобы человек стал уверенным в стабильности и безопасности возвращения своих ресурсов. Таким образом, амнистия нелегальных капиталов может принести значительные экономические выгоды Узбекистану, но её успех зависит от эффективного планирования, прозрачности процесса и наличия комплексных реформ. Амнистия нелегальных капиталов была проведена в ряде стран с целью вернуть скрытые активы в экономику и снизить долю теневой экономики. Вот несколько примеров стран, которые реализовали такие программы: 2. Индонезия (2016-2017) 3. Италия 4. Аргентина (2016) 5. Южная Африка 6. Бразилия (2016) 7. Турция (2018-2020) 8. Испания (2012) 9. Чили (2015) 10. Казахстан (2014-2016) Во многих случаях амнистия капиталов проводится для борьбы с уклонением от уплаты налогов, стимулирования возвращения денег в экономику и увеличения налоговых поступлений. Успех таких программ зависит от уровня доверия к правительству, условий амнистии (например, размер штрафов и гарантия от судебного преследования), а также от общего экономического контекста. © Copyright: Алишер Таксанов, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|