Амнистия капиталов

Алишер Таксанов: литературный дневник

Меня попросили оценить возможности принятия закона об амнистии нелегальных (теневых) капиталов в Узбекистане и приведет ли он к положительным эффектам для экономики Узбекистана. Сейчас об этом проекте говорит инициативная группа граждан, которые продвигают эту мысль в правительство и для дискуссии в общественном пространстве.
Могу высказать свою точку зрения: да, это будет потенциально выгодно, если амнистия проведут грамотно и эффективно. Вот ключевые выгоды:


Первое, это привлечение капитала в экономику. Амнистия способствует возвращению финансовых средств, которые ранее находились в "тени" или за пределами Узбекистана. Возможно, речь идет от 10 до 30 млрд. долларов, осевших в оф-шорах или западных банках. Эти капиталы, однажды легализованные, могут быть направлены в реальный сектор экономики, инвестиционные проекты или инфраструктурное развитие. Это увеличит объем внутреннего капитала, который мы сможем использовать для финансирования экономического роста и развития.


Второе, рост инвестиций. Легализованные капиталы будут реинвестированы в местные предприятия, что стимулирует создание рабочих мест, развитие малых и средних предприятий, а также рост производительности. Учитывая, что предприниматели и владельцы капитала окажутся под защитой от юридических последствий за прошлые правонарушения, это может повысить их доверие к государственным институтам и мотивацию для долгосрочных инвестиций.


Третье, расширение налоговой базы. После амнистии нелегальных капиталов государство получит возможность увеличить налоговую базу, так как ранее скрытые активы и доходы включатся в официальную экономику. Это приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, что позволит правительству финансировать важные социальные и экономические программы. Учитывая, что теневая экономика достигает 50% ВВП, то до 100 млрд. долларов просто проходит мимо государства и казны, эти активы обслуживают коррупционеров и нелегальных производителей товаров и услуг.


Четвертое, снижение теневой экономики. Конечно, амнистия способствует уменьшению доли теневой экономики, так как владельцы незаконных капиталов получат стимулы для выхода "из тени". Это делает экономику более прозрачной и поддающейся регулированию, что улучшает условия для ведения бизнеса и привлекает больше иностранных инвестиций. Легально работать выгоднее, чем нелегально, так как никто не конфискует собственность, не отожмет бизнес, не станет преследовать.


Пятое, улучшение делового климата. Если процесс амнистии будет сопровождаться гарантиями защиты прав собственности и улучшением законодательной базы, это повышает доверие бизнес-сообщества к правительству и улучшает общий деловой климат в Узбекистане. Это также может послужить сигналом для иностранных инвесторов, что правительство стремится к стабильности и прозрачности в управлении экономикой. Предыдущий президент Ислам Каримов создал экономику с двойной бухгалтерией - это устраивало его политический курс на единоличную власть. Но для демократического развития нужна сильная экономика, а это возможно лишь с бизнесом разного формата и надежным правом на частную собственность. Тогда численность созданных предприятий будет равно числу действующих.


Шестое, легализация активов и повышение финансовой прозрачности. Амнистия капиталов способствует легализации активов, что позволяет предприятиям и частным лицам свободно пользоваться своими средствами для развития. Это также ведёт к улучшению финансовой прозрачности в банковском секторе и улучшает контроль над денежными потоками, в свою очередь, это гарантирует эффективность борьбы с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями. Можно всегда будет отследить, какие ресурсы идут на финансирование терроризма, наркотрафика или обеспечение вооруженного конфликта. Финансовая прозрачность также обеспечит щит от желания некоторых олигархов, магнатов или коррупционеров ускользнуть от международных санкций и преследования.
В настоящее время Швейцария возвращает в Узбекистан часть замороженных активов Гульнары Каримовой. Создан Трастовый фонд при ООН, который будет контролировать использование этих денег для социально значимых проектов. Однако всплывают данные, что не все капиталы приобрели публичность в рамках следственных действий правительства. Часть криминальных активов старшей дочери диктатора вновь ушли в "тень", к новым владельцам.


Седьмое, стимулирование экономического роста. Инвестиции, сделанные с использованием амнистированных капиталов, простимулируют рост в ключевых секторах экономики, таких как строительство, сельское хозяйство, промышленность и услуги. Это увеличивает занятость, способствует росту ВВП и усиливает социально-экономическую стабильность. Именно в этом направлениях у Узбекистана слабые позиции.


Восьмое, снижение оттока капитала. Амнистия создает стимулы для того, чтобы капиталы, ранее вывезенные за границу, возвращались в страну. Это поможет укрепить национальную валюту, снизить валютные риски и поддержать макроэкономическую стабильность.


Однако, амнистия - это монета с двумя сторонами. Существуют и риски этого процесса, о котором тоже следует сказать:
Первое, это моральный риск. Если амнистия будет воспринята как возможность "прощения" серьёзных финансовых нарушений, это может вызвать недовольство честных налогоплательщиков и создать негативные прецеденты. Ведь тогда возникнет соблазн нарушать, ведь правительство может вновь прощать в рамках очередной амнистии, и тогда капиталы всегда будут "отмываться". Это будет замкнутый и порочный цикл.
Второе, ограниченная эффективность. Если амнистия не будет сопровождаться долгосрочными реформами, она может иметь лишь краткосрочный эффект и не решить фундаментальные проблемы теневой экономики. Иначе говоря, необходимо создавать условия, когда невыгодно будет работать нелегально или вывозить капиталы, а эффективнее вкладывать в свою же экономику.


Третье, низкий уровень доверия. Важным фактором будет уровень доверия населения к правительству. Если население не верит в гарантии безопасности своих капиталов, они могут не воспользоваться возможностями амнистии. К сожалению, за все годы независимости власти не создали благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, и поэтому переубедить людей, владельцев капиталов, будет не просто.


Четвертое, эффективность институтов власти. Например, работа Агентства по противодействию коррупции, освещение в прессе о фактах коррупции, нецелевом использовании бюджетных средств, кадровая политика и т.д. - все это имеет ограниченный характер. Не приняты законы о декларации доходов и расходов чиновниками, финансовом мониторинге, публичности скупок недвижимости и т.д.


Следует учесть, что закон не должен иметь дискретный характер, то есть ставить временные рамки: легальзуйте до такого числа, а то позже у вас пропадет такой шанс. Никто сразу не вернет активы в Узбекистан, потому что доверие не вырабатывается сразу. Нужны годы, а то и десятилетия, чтобы человек стал уверенным в стабильности и безопасности возвращения своих ресурсов.
Далее, нелегальные капиталы не должны иметь "чисто" криминальный характер: наркотрафик, работорговля, оборот оружия, скупка краденного. Иначе амнистия станет формой "стиральной машины" для организованной преступности и экстремистских сил.


Таким образом, амнистия нелегальных капиталов может принести значительные экономические выгоды Узбекистану, но её успех зависит от эффективного планирования, прозрачности процесса и наличия комплексных реформ.


Амнистия нелегальных капиталов была проведена в ряде стран с целью вернуть скрытые активы в экономику и снизить долю теневой экономики. Вот несколько примеров стран, которые реализовали такие программы:
1. Россия
Россия несколько раз проводила амнистию капитала:
Первая амнистия капитала (2007): Проект оказался не слишком успешным, так как были опасения по поводу возможного преследования владельцев незаконных активов.
Вторая амнистия (2015-2016): Эта программа позволяла гражданам добровольно декларировать свои активы и счета за границей, при этом гарантировалось, что они не будут привлечены к ответственности за уклонение от налогов. Однако результаты были относительно скромными.
Последующие амнистии (2018, 2022): Под давлением международных санкций и ужесточения регулирования со стороны стран Запада российские власти продолжили предлагать новые раунды амнистии для стимулирования возвращения капиталов.


2. Индонезия (2016-2017)
Индонезия провела одну из самых успешных амнистий капитала, которая длилась с 2016 по 2017 год. В рамках этой программы правительство предложило налоговые льготы и освобождение от штрафов за легализацию скрытых доходов и активов как в стране, так и за границей. В результате было декларировано около $366 миллиардов активов, что значительно превысило ожидания. Правительство собрало около $10 миллиардов дополнительных налоговых поступлений.


3. Италия
Италия проводила несколько программ по амнистии капитала, называемых "scudo fiscale" (налоговый щит), чтобы вернуть активы, скрытые за границей:
2001 год: Амнистия была введена с целью борьбы с уклонением от уплаты налогов, особенно в свете интеграции в еврозону.
2009 год: Вторая волна амнистии была направлена на легализацию активов, находящихся в швейцарских и других офшорных банках. В итоге было легализовано более €100 миллиардов активов.


4. Аргентина (2016)
Аргентина запустила амнистию капитала в 2016 году, чтобы привлечь средства, скрытые за границей. В рамках этой программы гражданам предлагалась возможность декларировать свои активы и уплатить налоги с минимальными штрафами. Программа собрала около $117 миллиардов активов, что помогло правительству стабилизировать экономику и бюджет.


5. Южная Африка
В 2003 году Южная Африка провела амнистию капитала для своих граждан, которые скрывали активы за рубежом. Программа позволила вернуть капиталы в страну и собрать дополнительные налоговые поступления, а также способствовала возвращению части валютных резервов.


6. Бразилия (2016)
Амнистия капитала в Бразилии была частью более широкой налоговой реформы. В ходе программы гражданам предложили легализовать активы, которые они скрывали за рубежом, уплатив фиксированный налог. В результате было декларировано активов на сумму $52 миллиарда, что привело к значительным налоговым поступлениям и увеличению валютных резервов.


7. Турция (2018-2020)
Турция несколько раз запускала программы амнистии капитала. В рамках этих программ гражданам предлагалось вернуть активы, хранящиеся за границей, с минимальными налоговыми обязательствами. Это было частью более широких мер по стабилизации экономики и поддержанию курса национальной валюты.


8. Испания (2012)
Испания провела амнистию капитала в 2012 году, чтобы побудить граждан декларировать активы, хранящиеся за границей, в обмен на уплату 10% налога от суммы скрытых средств. Однако программа столкнулась с критикой из-за низкого уровня доверия и ограниченных результатов.


9. Чили (2015)
Чили ввела амнистию капитала в 2015 году, которая позволила налогоплательщикам декларировать скрытые доходы и активы в обмен на уплату 8% налога. Это помогло собрать значительные налоговые поступления и укрепить финансовые резервы страны.


10. Казахстан (2014-2016)
Казахстан проводил несколько этапов амнистии капитала, начиная с 2001 года. Последняя крупная амнистия, прошедшая в 2014-2016 годах, была направлена на легализацию активов и стимулирование инвестиций в экономику страны. Программа предлагала освобождение от налогов и штрафов для тех, кто добровольно декларировал свои активы.


Во многих случаях амнистия капиталов проводится для борьбы с уклонением от уплаты налогов, стимулирования возвращения денег в экономику и увеличения налоговых поступлений. Успех таких программ зависит от уровня доверия к правительству, условий амнистии (например, размер штрафов и гарантия от судебного преследования), а также от общего экономического контекста.
В странах с высоким уровнем коррупции или слабой правовой системой амнистии могут не дать значительных результатов, так как граждане могут опасаться последствий.
Амнистии капиталов — это сложные меры, требующие баланса между стремлением легализовать средства и созданием стимулов для соблюдения закона в будущем.



Другие статьи в литературном дневнике: