Понять учителя

Алишер Таксанов: литературный дневник

Показал видео с соцсетей, где женщина-завуч школы № 188 г.Ташкента избивает ученика, швейцарской учительнице примар-шуле (это школа с 1 по 5 классы), и она долго раздумывала, прежде чем ответить на мой вопрос: "Такое возможно в Швейцарии?"
- Однозначно, избивать ученика - это недопустимо, такое маловероятно в Швейцарии, - сказала она. - Никакой учитель не пойдет на это, даже если ученик его провоцирует или оскорбляет. Но учителя за это не посадят в тюрьму на 7 дней, как это произошло с завучем ташкентской школы.
- Ну, её посадили позже за драку с другим учителем в другой школе и оказание сопротивления работникам милиции, - пояснил я. - Но известно, что директора школы № 188 уволили, а дело завуча сейчас рассматривается Детским Омбудсменом, а также прокуратурой. Могу сказать, что сюда вмешалось и российское МИД, предав делу политическую огласку.
- Почему?
- Потому что ученик 6-го класса был неудовлетворен качеством преподавания завучем русского языка, и он попросил профильного преподавателя. В ответ завуч его обругала и избила.
- То есть она заменяла кого-то?
- Да.
- Ну, смотри, Алишер. Я работаю свыше 40 лет в школе, и у меня было много разных детей с разными культурами: из Африки, Азии, Латинской Америки, Европы, у всех разный темперамент, взгляды и поведение. Трудно работать, если мигранты еще не знают или плохо знают немецкий. Очень трудно со всеми работать, когда дети разные. Причем не только разной культуры, но и воспитание, и психика, и ментальность другая. Есть дети, которые провоцируют, оскорбляют, выводят из себя, шумят, не слушают, ведут агрессивно. Потому что их родители ведут себя дома точно также. Для кого-то скандалить - норма жизни. Извини, Алишер, но 90% всех проблемных детей - это иностранцы. Ты не представляешь, как мы, учителя, устаем от них всех. На переменке дети шумят, галдят, а у нас голова болит. Но мы со всеми должны быть вежливыми, обращаться к ним только на ВЫ, встречать, подавая руку и здороваясь с каждым и прощаться точно также.
- Так...
- Дети нас испытывают, но нервы не у всех крепкие. Вот ваша учительница не сдержалась и ударила ученика, нагрубила. В Швейцарии в таком случае будет разбирательство, ей понизят зарплату, объявят дисциплинарное взыскание, но увольнять сразу не станут. Увольнение - если будет нанесен ущерб здоровью ребенку, засвидетельствованное врачами. Тогда ее диплом будет аннулирован и она никогда не сможет работать педагогом. Возможно судебное решение, если родители подадут иск. Но в вашем случае, это не дело для суда. Но мы все люди и делаем ошибки. Лишение профессии - это крайний и болезненный шаг.
- Так...
- Далее, завуч замещала учителя русского языка, то есть она не профессионал в этой дисциплине и, как я поняла, не носитель русского языка. Конечно, она не могла преподавать качественно. Ей стоило объяснить ученику: да, ты прав, я не могу дать вам того, что нужно, так как я замещаю, делаю все, чтобы урок не пропал. Но вернется ваша учительница и ты спроси у нее все то, что я не смогла тебе ответить. Знаешь, Алишер, в примар-шуле мы учителя преподаем: историю, немецкий язык, английский язык, французский язык (второй государственный), спорт, музыку, географию, математику. То есть я одна должна знать эти предметы! Конечно, в моем классе есть девочки, для которых французский или английский - родные, и по сравнению с ними я говорю с акцентом, не так четко и красиво, и мне тоже можно поставить это в упрёк. И если кто-то так скажет, я тоже с достоинством отвечу, но без грубости и тем более силы.
- Так.
- У нас учителя тоже люди из мяса и костей, мы болеем, испытываем стресс, бывает депрессия, есть профессиональные болезни, например, потеря зрения или слуха. Знаешь, я веду детей в бассейн, где они плавают и я должна следить, чтобы никто не утонул или дети, играясь, не утопили друг друга. Я веду школьников в лес, в музеи, зоопарк, и я тоже несу ответственность. Думаешь, мне легко? Конечно, бывают сопровождающие - второй учитель или родители, но все равно, это большая ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
- Ясно.
- Так что в жизни учителя всякое бывает. Конечно, ваши власти сами решат, как поступить ва данной ситуации, я всего лишь пояснила нашу работу.


П.С. Зарплата учителя зависит от кантона и специфики школы. В кантоне Цюрих зарплата учителя (воспитателя) детских садов - от 6300 франков ($6500), школ - от 7500 до 13500 франков. Это высокооплачиваемая профессия.



Другие статьи в литературном дневнике: