К. Паустовский

Татьяна Картамышева: литературный дневник

При Петре I к заводу приписали крестьян Вытегорской, Белозерской, Олонецкой и Петроза-водской вотчин. Приписка означала худший вид рабства. Только лопарей, признанных царским правительством ни к чему не годными людишками, освободили от приписки. За это с них драли неслыханные налоги и взятки.
Приписные вместо подушной подати должны были работать на заводе. Расценка для них была в четыре раза меньше, чем для вольных.
Отработка подати требовала непосильного напряжения. Никто из приписных толком не знал расценок. Они менялись с хитрым расчетом, чтобы заставить крестьян работать круглый год, даже в горячую пору пахоты и жатвы.
Приписной получал примерно пять копеек в день. За этот пятак надо было пропитаться самому и задать корм коню.
Приписные возили лес, выжигали уголь, добывали руду, клали заводские здания и плотины, мяли глину и жгли известь.
Зачастую приписных гнали на завод за триста - четыреста верст для работы на два дня. Измываться над приписными вошло в обычай. Этим занимались все - от начальника завода до последнего рыластого писца.
Жалоб не слушали. В ответ на жалобы поминали первого начальника завода голландца Генина*, поровшего приписных, и грозили цепями и каторгой.
* Генин в числе других иностранных инженеров и техников поступил на русскую службу при Петре I, был назначен начальником олонецких заводов, способствовал там большим техническим достижениям. Впоследствии был назначен Петром I начальником всех уральских заводов. Построил город Екатеринбург, ныне Свердловск. (Сейчас городу возвращено прежнее название - Екатеринбург. - Примеч. ред.)
Зипунное горе настаивалось крепко, подобно кислому хлебу. От приписных за версту несло тоской и беспомощностью. Лошаденки их ходили в кровавых подтеках.
Жить было обидно и подло. И день и ночь над головой свистели батоги. И день и ночь - тоска бесконечных обозов с мокрыми бревнами, урчащие от голода животы, окрики. В 1769 году приписные восстали.
"Судьба Шарля Лонсевиля"
Константин Паустовский и Карелия.
31 мая Карельское отделение Общества русской культуры и Московский музей-центр Паустовского отмечают день рождения писателя.
В программе - экскурсия по местам Петрозаводска, где бывал Константин Паустовский (Дом крестьянина, краеведческий музей). В институте усовершенствования учителей (пл. Кирова) состоится презентация журнала "Мир Паустовского".
Как известно, Паустовский побывал в Карелии дважды - весной 1932 года и летом 1935 годов. В "Книге скитаний" он писал:
"...Из Петрозаводска я ездил на водопад Кивач и видел эту, по словам Державина, "алмазну сыплющуся гору".
Я видел много озер с водой цвета олова, дышал запахом корья, пропитавшим всю Карелию, слушал старую сказительницу из Заонежья, чьи песни рождались из северной ночи и северной женской тоски, видел нашу деревянную Флоренцию - церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано... Я ни на минуту не терял ощущение этой страны, погруженной в рассеянный северный свет...".
В письме к другу Рувиму Фраерману 18 мая 1932 года прозаик упоминает о Петрозаводске, об Онего, о свежем запахе открытой им Калевы. "Город очень славный, - сообщал Константин Георгиевич, - а озеро все в шхерах и отражениях облаков. Вся Карелия пахнет мокрой сосновой корой".
Постепенно накапливался литературный материал.
На свет появился так называемый северный цикл произведений прозаика: очерки "Мурманск", "Онежский завод", "Страна за Онегой", рассказы "Колотый сахар", "Беглые встречи", исторические повести письма Константина Георгиевича с Севера, а"Судьба Шарля Лонсевиля", "Озерный фронт", "Северныя повесть". В названный цикл, видимо, следует включить также некоторые другие литературные вещи, написанные в разное время.
Например, повесть "Теория капитана Гернета", пьесу "Северянка" и другие.
Наверное, далеко не все жители Карелии знают, что в столице есть такой музей. литературный музей-центр К. Паустовского единственное в стране научно-культурное учреждение, где по крупицам собирают, систематизируют и исследуют всевозможные документы и материалы, связанные с жизнью и творчеством Константина Паустовского.
Музей-центр К.Паустовского создан исключительно стараниями энтузиастов-паустовцев нашей страны и почитателями творчества писателя, проживающими за рубежом. В нем собраны оригинальные экспонаты, книги, малоизвестные документы, фотографии, рукописи, письма, личные вещи прозаика. Сегодня в музее комплектуется фондовая научная библиотека, завершено составление полной персональной библиографии писателя, в том числе и на иностранных языках.
Музей размещается в уютном старинном деревянном особняке с мезонином в живописном зеленом массиве московского парка культуры и отдыха "Кузьминки". Он оснащен компьютерной и копировальной техникой, видеоаппаратурой. Здесь регулярно проводятся научные конференции по творчеству Паустовского, экскурсии, встречи с писателями, журналистами и другими интересными людьми.
Литературный музей ведет активную издательскую деятельность. Вышел в свет первый научный сборник "К.Г.Паустовский. Материалы и сообщения". Издательство музея-центра взялось за необычно крупную акцию - ведет выпуск восьмитомного словаря языка Паустовского. Составитель словаря - известный языковед, доктор филологических наук, профессор Вильнюсского университета Лилия Судавичене, автор более 300 научных работ в области истории русского, белорусского и литовского языков, теории и практики лексикографии. Уже изданы два тома словаря.
Некоторое время назад литературный музей-центр начал издавать собственный, уникальный в своем роде культурно-просветительный и литературно-художественный журнал "Мир Паустовского".
...У многочисленных почитателей таланта Паустовского стало доброй традицией ежегодно, в последний день весны (31 мая) отмечать день рождения писателя. Получается многоцветный праздник памяти большого художника слова. Такие праздники проходили в Москве, Тарусе Калужской области, Одессе, Рязани, в г.Ливны Орловской области.





Другие статьи в литературном дневнике: