Господня земля и что наполняет ее пс. 24, 1«ГОСПОДНЯ ЗЕМЛЯ И ЧТО НАПОЛНЯЕТ ЕЕ» (Пс.24,1) Но вот попадается мне книжка карманного формата Артура Шопенгауэра (1788-1860) «Афоризмы житейской мудрости» (изд. «Азбука», СПб, 1997), - и философия из сухого перемежения чужих цитат и собственных мыслей превратилась для меня в учебник жизни; многие вопросы, волновавшие меня, я нашел в этой небольшой книжке. Итак: *«Мир, в котором мы живем, прежде всего зависит от того, как мы себе его представляем: для одних он оказывается бедным, пустым и пошлым, для других – богатым, полным интереса и смысла… Проще говоря, каждый замкнут в своем сознании, как и в своей коже; вот почему ему нельзя оказать большой помощи извне. Отсюда ясно вытекает, насколько наше счастье обусловлено тем, что мы есть; между тем по большей части люди обращают внимание лишь на судьбу, на то, что мы имеем или представляемся. Представлялся умным, добрым, *Что до нашего счастья и нашего наслаждения субъективное важнее объективного: голод есть лучший повар. В особенности, здоровье стоит настолько выше всех внешних благ, что воистине здоровый нищий счастливее больного царя. Полный здоровья, обладая спокойным и веселым нравом, живой, проницательный ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть, - вот преимущества, которых не может заменить никакой ранг, никакое богатство. То, чего нельзя отнять, имеет для человека более существенное значение, нежели все остальное. Сократ, при виде разложенных предметов роскоши, заметил: «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». - Дом пустой? Нет, эхом полон дом! – Отсюда следует, что человек гораздо менее подлежит воздействию извне, чем обычно думают. Только всесильное время и здесь проявляет свою власть; один лишь моральный характер недоступен даже и для времени. *Богатство, помимо удовлетворения реальных потребностей, мало способствует нашему счастью, поэтому многие богатые чувствуют себя несчастными, ибо умственное развитие гораздо важнее для счастья, чем то, что он имеет. Скучно, когда начинается ложь. Скучно о прежнем веселье тужить. Скучно цепляться за ломаный грош, *Величайшая из всех глупостей – жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради наживы, чинов, учености, славы, не говоря уже о сластолюбии… *Самый общий взгляд на жизнь укажет нам на двух врагов человеческого счастья – боль и скуку. Во внешних отношениях нужда и лишения ведут к страданию, обезпеченность же и изобилие – к скуке. Внутренняя пустота – главный источник скуки и постоянно жаждет внешних поводов, чтобы привести в действие ум и чувство. Этим и объясняется погоня за развлечениями, удовольствиями и роскошью, которые большинство приведет к нищете. Неисчерпаемая бодрость мысли, ее непрерывная игра с разнообразными явлениями внутреннего и внешнего мира… совершенно освобождают выдающегося человека от власти скуки, если исключить момент утомления. Человек с богатым внутренним миром прежде всего будет стремиться к покою и досугу, а при большом уме – избегать общения. Ибо чем больше он имеет в себе самом, тем меньше нуждается он во внешнем и тем меньше значения имеют для него остальные люди. Поэтому и оказывается, что человек настолько бывает общительным, насколько он духовно беден: «Жизнь глупца злее смерти», - говорит Иисус, сын Сираха. *Досуг – есть плод и прибыль жизни человека, которая в остальном являет собою одни труды и заботы. Но большинство заполняют его скукой и пустотой – при отсутствии чувственных наслаждений или дурачеств. Обыкновенные люди думают только о том, чтобы провести время; у кого есть какой-нибудь талант, те хотят использовать это время. *Обыкновенно молодость называют счастливым, а старость – печальным периодом жизни. Это было бы верно, если бы страсти делали нас счастливыми. Однако, они-то и заставят юность метаться, принося мало радости и много горя. *Можно считать, что мелкие неудачи, ежечасно досаждающие нам, существуют как бы для нашего упражнения, для того, чтобы сила, позволяющая нам переносить большие несчастья, не ослабла бы совершенно в довольстве. *Искренно друзья только называют себя друзьями; враги же искренни и на деле; поэтому их хулу следует использовать для самопознания, так, как мы принимаем горькое лекарство. *Не следует оспаривать чужих мнений: надо помнить, что если бы мы захотели опровергнуть все безсмыслицы, которым люди верят, то на это не хватило бы и Мафусаилова века. *Лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены: ведь за них мы приобрели благоразумие. *Для молодого человека служит дурным признаком, - дурным как в умственном, так и в нравственном отношении, - если он рано начинает хорошо разбираться в суете людской жизни… и вступает в нее как бы подготовленным: все это указывает на пошлость. Напротив, неуверенное, неловкое, неумелое поведение говорит о более благородной натуре. *Я заметил, что почти у всех людей характер приноровлен к какому-то одному возрасту, и в этом возрасте выделяется особенно благоприятно. Иные бывают милыми юношами, позже – эта черта исчезает; другие сильны и деятельны в зрелом возрасте, но старость отнимает у них это достоинство; третьи наиболее привлекательны именно в старости, когда они, благодаря опыту и большей уравновешенности, становятся мягче. Вероятно, это обуславливается тем, что в самом характере заключается нечто юношеское, мужественное или старческое, что и гармонирует с соответствующим возрастом. Каждый возраст имеет и меты свои, и приметы, на словах и поступках его различима печать. Яков Козловский. *Чтобы узнать, счастлив человек или нет, надо узнать не то, что его радует, а то, что его печалит: чем незначительнее это последнее, тем человек счастливее; чтобы быть чувствительным к мелочам, надо жить в известном довольстве – ведь в несчастье мы вовсе не чувствуем мелочей. Счастлив кто? Солдат на службе: Дорогой читатель, если мне удалось заинтересовать вас мыслями Артура Шопенгауэра, которые при прочтении кажутся такими простыми и доступными, что кажутся вышедшими из вашей головы, настоятельно советую прочитать «Афоризмы житейской мудрости»: они не только не утомят вас пугающей назидательностью, но даже наоборот, может случиться, помогут в той или иной жизненной ситуации. Главное – не скучайте! †«Я не говорю, чтобы ты стремился к суровой жизни вопреки желанию; излишнее только отбросим, то, что выходит за пределы необходимого, отсечем». Свт.Иоанн Златоуст. Под солнцем единым у Господа Бога © Copyright: Александр Раков, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|