все о том же... Наточин Анатолий - я согласна

Ольга Соколова 7: литературный дневник

"Навеяла меня на этот «размышлизм» дискуссия про нынешнее состояние нашего города и нашей «малой родины». Сразу оговорюсь для особо непримиримых: я не хочу никаких политических споров, криков, тыканий пальцем в чужую точку зрения. И сам категорически не хочу никого обвинять. Это только моё «неправильное» видение ситуации.


Я хоть и совершил эмиграцию, но исключительно внутреннюю. Я всегда воспринимал Молдавию как общее целое с той большой страной, которой не стало. Для меня русский язык и культура есть и было одним целым и объединяющим. Моё по сей день восприятие России и бывших «сестёр-республик» осталось тем же, что и тогда, без малого 30 лет назад. Разумеется, я осознаю, что сегодня это не так, но внутренне вряд-ли когда смогу отказаться от такого восприятия. Отсюда и пойдут мои размышления дальше.


Во второй половине 80-х мы все дружно и с радостным улюлюканием вдруг решили, что всё в нашей стране не правильно, что перестройка и гласность это то, что сделает нас лучше, приблизит к дружной и цивилизованной группе стран и народов, превратит, наконец, нас всех в «правильных», а нашу страну в замечательную. И благополучно с радостными криками профукали не только страну, но и не одно поколение наших людей.


Я буду тысячу раз неправ, если скажу, что в Советском Союзе всё было хорошо. Я готов раз за разом пересказывать все «грехи» той власти и той идеологии. Я категорически сегодня не готов принять те грехи как индульгенцию к грехам новым. Но если быть честными перед собой, то всем нам, людям того поколения, можно предъявить претензию в том, что сознательно или бессознательно мы совершили преступление перед нашими детьми и внуками. Сознательно те, кто расшатывал и убивал страну, бессознательно те, кто молчаливо это терпел.


Я честно могу признаться, что реально поверил всему тому, что вывалили нам на головы в тот период. И только позже осознал весь тот поток лжи и фальсификаций, что перевернули наши мозги. И чем больше в эти потоки вливали реальной правды, тем проще и легче верилось в откровенную ложь. Этой ложью и убили нашу страну, перевернули мир, сделали кого-то эмигрантами, а кого-то жертвами этой страшной «революции». Революцию творят единицы, а страдает при этом весь народ.


Я, как и подавляющее большинство всех нас, вряд-ли пойду на баррикады. Мы будем терпеть, ругать, обсуждать на кухнях, поддерживать или поносить. И это абсолютно естественно. Вот этим и пользуются те, кто уверен, что мы никогда не выйдем в ответ. Так начались Карабах и Сумгаит, так взорвали Приднестровье, так начиналась Чечня и так сегодня пылает Донбасс. Мы молчали. Они взрывали и уничтожали единение одного большого народа.


Мы здесь в группе «страдаем» по изменившемуся Кишинёву. Но глупо «плакать по волосам, лишившись головы». Гораздо страшнее потери любимых городов, кусков земли, родных камней потеря целых поколений наших детей, для которых наши сегодняшние слёзы уже просто ни о чём. Они чаще всего уже патриоты других стран, других человеческих отношений, другого наследия. И что самое страшное – восстановить то, что нас всех объединяло, уже скорее всего будет невозможно. Кто-то скажет – ну и чёрт с ним, а для кого-то это основа мировоззрения, основа общего дома.


И в самом деле, какая разница в каком состоянии теперь парк Пушкина, если он теперь парк Стефана Великого и Святого? Ведь даже этим названием нас всех разделили навсегда.


……….


История не знает сослагательного наклонения. То, что уже свершилось обратно не перевернуть. Мы, конечно, будет в нашей группе потихоньку ностальгировать. Дразнить себя, уехавших и оставшихся. Сожалеть. Но если задуматься о происшедшем, то мы свою судьбу и жизнь сделали сами, своими руками, своим действием или бездействием. И никто нам не виноват, кроме нас самих. Потому не надо свысока винить оставшихся или в ответ поносить уехавших. Мы все виноваты перед нашей памятью, нашим городом, нашей землёй, нашими детьми. А ещё перед нашими родителями, которые жили рядом и вместе и на дела которых мы наплевали, разрушив их дом.


Извините меня за пессимизм и горькую правду. Я такой же как и мы все. Это и моя боль и вина.


И пожалуйста, не надо уходить в обсуждении в политику и…. срач."



Другие статьи в литературном дневнике: