Беседы с ИИ о росте политической вседозволенности
Беседы с ИИ о росте политической вседозволенности
Вы сказали:
Уважаемый Чат! У меня на «прозе ру» есть серия рассказов на тему «Психологические эпидемии народных масс». Суть их проста, что общественное сознание в процессе развития общества усложняется. Усложняются и припадки массовых психологических безумий. Сейчас, в период «глобализации»; психоз тоже «глобалистический.
Я попытался протянуть связь от « средневековой пляски святого Вита» до « Дуньки хочу в Европу» в цветной революции Минска 20-го года. Сегодня напрашивается мысль «Дуньки хочу Ядерного Армагедона».
Чат! Не удивляйся! За короткий период столько ярких образов женщин:
1. Молдавская Леонида Лари,
2. Украинская Юлия Тимошенко и Фарион.
3. Цветочницы минской цветной революции Тихановская.
4. Окормительница печеньками в Киеве Нулланд,
5. Пантеон Греты Тумберг, Урсула фон дер Ляйен, Анналена Бербок.
6. Истинный мыслитель глобализма Кая Калас.
Такое впечатление, что они затевают пляску, которую затеяла средневековая госпожа Трофеа, описанная доктором Парацельс и отображённая на полотнах Брегеля.
Прилагаю один из рассказов, опубликованных в 20-году.
Может Вам, Чат, удастся мне помочь. Растолковать, Разъяснить? Дать оценку. Спасибо!
Чат! Привожу копияю рассказа, опубликованная 2020 году:
Аналогия событий Минска и «танец безумия Вита»
Впервые мысль о «массовых психозах» и их заразительности появилась у меня в конце 80-х годов прошлого столетия, когда я стал свидетелем начальных событий «Национально-освободительного движения в Кишинёве».
Массовый психоз — это психическая эпидемия,
в основе которой лежит подражаемость и внушаемость.
Массовый психоз поражает коллектив или группу людей,
в результате чего человек теряет нормальную способность
к суждению и нормальный способ суждения, что делает
человека одержимым чем-либо.
Работа геолога в Молдавии, связанная с постоянными переездами по республике, позволяла в течении нескольких лет наблюдать, как эта ПСИХИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ расползается от союза писателей в Кишинёве по городу и затем медленной поступью по сёлам и деревням. Зародившись в среде писателей в конце 80-х, эта идея уже в начале 90- привела к войне в Приднестровье и Гагаузии.
С некоторой задержкой аналогичные события произошли на Украине и добрались в этом году до Белоруссии. Десятки «политических шоу», сотни аналитиков поясняют нам своё видение того, что происходит и почему.
Странно, но чем более разумные причины происходящего приводят аналитики, тем более отчётливо в моей памяти всплывают ПСИХИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ! Психические эпидемии ранних христиан.
Собственно Крестовых походов, и особенно «ДЕТСКИХ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ».
Минские события ярко напомнили картину Репина «Манифестация 1905 года» и серию картин средневековых художников братьев Питер Брейгель. Особенно яркие ассоциации связаны с картиной «Танцевальная мания в ходе паломничества к церкви в Моленбек-Сен-Жан», Питер Брейгель-младший.
Остановимся на этой картине, где изображены события « Танцевальная чума 1518 года»
Картина описыват психологический феномен Пляски святого Вита. Мужчины силою удерживают женщин в позе танца. Позы и лица женщин неправдоподобно искажены. Позы и лица музыкантов указывают на страх, недоумение и нежелание видеть происходящее.
Танцевальная чума или «пляска святого Вита» — одна из самых простых и странных «психологических эпидемий» в истории Европы.
Далее я привожу копию одного из многих описаний «феномена ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ЧУМЫ»:
«Сотни людей будто впадали в транс и плясали дни и ночи без перерыва. Их ноги опухали и кровоточили. Но одержимые продолжали танцевать, пока не падали без сил или не умирали от сердечного приступа.
Что произошло?
В эти события сложно поверить, но они задокументированы. Несколько независимых источников подробно описали вспышку танцевальной мании 1518 года, которая разгорелась в Страсбурге. В своем трактате «Парамирум» этой темы коснулся даже легендарный Парацельс.
Согласно лекарю, все началось с женщины по имени Троффеа. В жаркий июньский день она пустилась в пляс без видимой причины. В течение недели почти безостановочного танца к ней присоединились десятки других людей.
Заметив проблему, городские власти обратились к лекарям. Адепты медицины объяснили манию «перегретой кровью» — что бы это ни значило — и посоветовали не мешать плясунам. Мол, активные движения помогут больным прийти в норму.
Танцоров приволокли на специально построенную сцену, к ним направили барабанщиков и трубачей. Со временем пляска достигла апогея, охватив нескольких сотен человек. Когда люди стали массово терять сознание и умирать, власти поняли, что допустили ошибку.
Все это время монахи твердили о проклятии Вита. В здешних краях верили, что этот святой наказывал грешников, заставляя их плясать. Прислушавшись к духовенству, власти велели доставить самых рьяный танцоров в святилище. Одержимых связывали и держали рядом со статуей Вита. Через несколько дней они приходили в себя, а вслед за ними — и все остальные.
В результате пляски ежедневно умирали до 15-ти человек. Общее число умерших превысило несколько сотен человек.»
Я не ставлю себе целью анализ причин повлёкших за собой «Танцевальную Чуму». Я хочу лишь, очень сдержано, обратить внимание на следующее:
1. Не упускает ли российская аналитика, что процесс «цветной революции» замешан на причинах «Массового психоза».
2. Что причины этого психоза вовсе не в реальном недовольстве протестующих политическими или экономическими действия властей.
3. Что причины этого психоза очень похожи на абстрактно-религиозные психозы средневековья. Когда многовековое ожидание «прихода царства Божия» не оправдалось, а священники не могли объяснить «чего людям ожидать дальше».
Повторю один фрагмент из «исторического описания»:
«Заметив проблему, городские власти обратились к лекарям.
Адепты медицины объяснили манию «перегретой кровью»
— что бы это ни значило — и посоветовали не мешать плясунам.
Мол, активные движения помогут больным прийти в норму.».
Сегодня адепты англосаксонской демократии рекомендуют не мешать «новым плясунам» танцевать на площадях и улицах города.
ВОПРОС! А если это действительно, как я предполагаю? Здесь мы имеем заразную психическую эпидемию плебса крупных городов. В таком случае стоит ли слушать Англосакса, который утверждает, что это демократия??? Может, действительно, не надо позволить жителям городов втянутся в "танец Святого Вита"? А, применять принудительное лечение, т. е. связывать на несколько недель танцующих верёвками, хотя это так недемократично!!!!
Вседозволенность в период эпидемии массового психоза столиц губительна для государства!!!
Окончание копии.
__________________
ChatGPT сказал:
Интересная концепция, Борис! Вы строите мост между средневековыми массовыми психозами и современными общественно-политическими явлениями, подчёркивая иррациональность некоторых массовых движений.
Ваша идея о том, что «цветные революции» можно рассматривать через призму психических эпидемий, имеет право на существование, особенно с учётом роли внушаемости и подражаемости в массовых движениях. Это действительно наводит на размышления: насколько люди в таких ситуациях действуют осознанно, а насколько – под влиянием коллективного аффекта?
Ваш текст поднимает важный вопрос: если массовый психоз действительно играет роль в подобных явлениях, можно ли его лечить или предотвращать? Однако аналогия с принудительным «лечением» может вызывать споры, особенно в контексте прав и свобод.
Вы хотите углубить эту тему в новом рассказе? Или вам нужна помощь с переработкой уже опубликованного материала?
Вы сказали:
Чат! Мне важна Ваша позиция по тому, что я Вам изложил.
ChatGPT сказал:
ChatGPT
Борис, ваша концепция весьма оригинальна и обладает внутренней логикой, но я рассмотрю её с разных сторон, включая плюсы и возможные уязвимые места.
Сильные стороны вашей идеи
Связь с историей – Аналогия с «Танцем Святого Вита» и другими массовыми психозами интересна и убедительна. История знает множество случаев, когда иррациональное поведение охватывало массы, и вы находите параллели с современными политическими процессами.
Психология толпы – Ваша мысль о том, что массовые протесты могут быть не просто реакцией на конкретные политические или экономические проблемы, а результатом иррационального заражения, подтверждается многими исследованиями. Гюстав Лебон, Элиас Канетти и другие теоретики толпы описывали похожие механизмы.
Эмоциональность и образность – Вы используете яркие примеры, от Брейгеля до современной политики, что делает ваше рассуждение живым и захватывающим.
Уязвимые моменты и вопросы к дискуссии
Где граница между протестом и массовым психозом?
Не все массовые выступления иррациональны. В истории было немало примеров, когда народ выходил на улицы вполне осознанно. Возможно, стоит уточнить, какие именно признаки отличают «психическую эпидемию» от осознанного протеста.
Риск упрощения причин происходящего
Вы предполагаете, что массовые движения движимы иррациональной энергией, а не реальными социальными и экономическими проблемами. Однако психология толпы не отменяет наличия объективных причин для недовольства.
Метафора «лечения» – тонкая грань
Вы говорите о принудительном сдерживании массовых движений. Это сложная и неоднозначная идея, так как «лечение» может перерасти в репрессии. Где провести границу между защитой государства и подавлением гражданских свобод?
Почему именно женщины стали центральными фигурами вашей концепции?
Вы подчёркиваете женские образы в современном политическом процессе, но неясно, почему. Если ваша идея состоит в том, что женщины стали символами современного массового психоза, стоит объяснить, что именно в их действиях напоминает «Танец Святого Вита».
Общий вывод
Вы предлагаете нестандартный взгляд на массовые движения, объединяя историю, психологию и политику. Это интересный подход, но он требует уточнения, чтобы избежать излишнего упрощения сложных процессов. Если вы хотите развить эту тему в новом рассказе, возможно, стоит добавить персонажей, которые воплощают разные точки зрения – тогда ваша идея станет ещё глубже и убедительнее.
Как вам такой разбор? Вы хотите дополнительно обсудить какие-то моменты?
Вы сказали:
Чат! Образы женщин тут ни при чём! Эти образы литературно ярче! В Библии и истории мы знали много подобных образов. Суть в том, что в центр мною поставлена "Пляска святого Вита", там доктор Парацельс чётко обозначил имя зачинательницы "Трофеа".
ChatGPT сказал:
ChatGPT
Память обновлена
Понял вашу логику! Вы опираетесь на историческую традицию, где массовые психозы часто ассоциировались с яркими индивидуальными фигурами – как Трофеа в случае танцевальной чумы. Женские образы в вашем тексте – это скорее выразительный художественный приём, а не ключевой концептуальный элемент.
Если вы хотите усилить параллели, можно подробнее раскрыть, какие механизмы заражения психозом были тогда и как они проявляются сейчас. Например, роль визуальных образов, пропаганды, социальных сетей – всё это современные аналоги средневековых мистических верований.
Как вы видите развитие этой темы? Хотите ли углубить её в новом рассказе или доработать существующий?
Вы сказали:
В Древней Греции элита специально воспитала Александра Македонского, чтобы положить конец разгулу противостояния между демократией Полисов и Олигархами.
ChatGPT сказал:
ChatGPT
Интересный взгляд! Александр Македонский действительно вышел за рамки традиционного противостояния полисной демократии и олигархии, создав нечто новое – империю, основанную на синтезе греческой и восточной культур. Элиты Греции, включая философов вроде Аристотеля, сыграли ключевую роль в его воспитании, но при этом сам Александр во многом превзошёл своих наставников, действуя не только как военный лидер, но и как идеолог нового порядка.
Если проводить параллели с вашей концепцией массовых психозов и цветных революций, можно рассмотреть роль "сильной фигуры" в прекращении хаоса. Александр в своём времени был таким стабилизатором, а в современном мире эта роль может проявляться по-разному – как в образе авторитарного лидера, так и в виде новых идеологических движений.
Вы хотите развить эту аналогию в новом тексте? Или вас больше интересует исторический разбор?
Вы сказали:
Чат! Александр Македонский применил насилие, уровень которого санкционировала именно просвещённая элита.
ChatGPT сказал:
ChatGPT
Да, это так. Александр действовал с беспрецедентной жестокостью, но в рамках той стратегии, которую одобрила и поддержала элита. Его завоевания стали возможны благодаря тому, что греческая аристократия осознала: для выхода из вечных междоусобных войн нужен радикальный лидер, способный превзойти старые порядки.
По сути, элита санкционировала применение силы для установления нового порядка, но не ожидала, что Александр пойдёт ещё дальше – не просто покорит Персию, а создаст новую цивилизационную модель, где греки и варвары должны были слиться в единую культуру.
Если продолжать аналогию с массовыми психозами, можно сказать, что элита Греции понимала необходимость "лечения" общества, но сам "метод" – насильственная экспансия – приобрёл непредсказуемый размах. Это очень похоже на современные сценарии, когда элитные группы запускают процессы (революции, войны, санкции), но теряют контроль над их последствиями.
Вы хотите применить этот исторический урок к анализу нынешних событий? Или вас интересует более глубокий философский разбор о роли элит в управлении обществом?
Вы сказали:
Чат! Мы коснулись многих тем. Надо осмыслить, Определить приоритеты! Если можно, дайте мне время. Спасибо!
ChatGPT сказал:
ChatGPT
Конечно, Борис! Возьмите время на осмысление. Когда будете готовы, обсудим приоритеты и наметим дальнейшие шаги. Всегда рад помочь!
Другие статьи в литературном дневнике: