полушепотом
Полушепотом
В самом институте церкви есть определенное противоречие, которое очевидно, если выражать его обыкновенным языком, а не на их выспреннем воляпюке. Собственно, в основе мистического опыта (если он не ссимулирован откровенно) лежит опыт экстрасенсорный. (Ср.: Ванга определяла Христа как огромный сноп света). Однако экстрасенсорный опыт невозможно объяснить и тем более упорядочить. Церковь же как контора социальная, политическая и экономическая, пытается перевести этот опыт на язык юридический и общеупотребимый, доступный всякому язык, - при этом формализовать его в своих совершенно «земных» интересах. Они оправдывают это тем, что экстрасенсорный опыт Христа, апостолов и святых был так могуч, что его энергетики хватает и на использование со стороны совершенно обычных чинуш в рясах, - то есть, духовность попа и используемые им техники есть не его личное свойство, а некие проценты с капитала истинно имевших этот опыт иных. Отсюда понятие чуда в цирквоных обрядах. Отсюда и культивируемый корпоративный дух церкви как института непогрешимо авторитетного. То есть, дух совершеннейшей монополии, давящей конкурентов.
Возникает крайне небескорыстная рутина «чуда», характерная особенно для католиков и православных. Но это все равно, что бабочку вместо паровоза в состав впрягать. И это так же убедительно, как утверждение, будто на прапорщике Шматко почивает отсвет побед Александра Суворова…
*
Таким образом, оказывается, что культура, в некоторой степени являющаяся следствием хитроватых манипуляций церкви-конторы с чудом-откровением, строится отчасти на ложной – лживой, во всяк. случае – базе. Но, кстати, она оказывается даже и в этом случае жизнеспособной. Впрочем, она живет только, когда ее творец пробивается сквозь формальные и мертвые напластования социума с его «цивилизацией» к истинному источнику, к реальной «культуре», которая, как всякое откровение, скорее, противоречит авторитету «конторы», «монополии», «института», - короче, всего того, где полученные за «духовность» бабки распиливают.
В этом смысле протестантизм – не в его сектантских вариациях, а в базовой установке на общение верующего с богом без посредников, на чудо как опыт каждого, а не капитал некоего социального института, - конечно же, убедительнее.
Церковь в лучшем случае может лишь претендовать на то, что она является одним из возможных мест получения мистического опыта – наряду с природой, явлениями и институциями светской культуры и т. п. Если дух веет, где хочет, то какой смысл создавать контору для его продажи и местА, где его распределяют, опять же не за просто так?..
*
Церковь аккумулирует и организует, уж скорее, не духовный опыт, а социальную энергетику некоторых слоев. Отсюда парадоксальная агрессивность верующих к инакомылящим и живущим, – ничего общего с заповедями Христа не имеющая.
Борьба цирковников с геями и экстрасенсами – не только очередной трехмесячник идеологической борьбучей борьбы, который власть организует то против семитов, то против антисемитов, то за патриотизм, то против скинов, то за либеральные ценности, то против демократов, не имея собственной реальной позитивной идеологии и желая лишь одного – проплатить избирателям и заполошно, наивно рожающим избирательницам их голоса на относительно скорых выборах, а там хоть трава не расти. К сожалению, здесь прочитывается очень шкурный смысловой подтекст.
Само право человека на свободу веры, секса, духовного опыта вне рамок коммерческих и идеологических интересов конкретной конторы ставится под сомнение. При этом замалчивается, что пакет социальных благ в обмен на свободу слишком уж, очевидно скромен. Что такое сертификат на рождение ребенка как не всем преотлично памятный славный ваучер, да еще рассчитанный на реальную проплату именно в течение ближайших двух лет – аккурат до выборов? Вы-кося посчитайте-кось…
Другие статьи в литературном дневнике: