Этери Чаландзия. Петербург.

Алла Бур: литературный дневник

Московская журналистка о Петербурге.
В сокращении.


"Мне всегда нравилось и как выглядит этот город, и то, как он появился на свет. Захотел царь, чтобы из болот встали дворцы - они и встали. В школе нас запугивали тем, что и царь тиран, и зАмки на костях, но учитывая, что мертвецов всегда больше, чем ныне здравствующих, - весь мир уже давно стоит на чьих-то костях. Так что, как сказали бы в грузинском тосте, пусть уж лучше на костях стоят дворцы, а не бараки! Хотя в Питере и того, и другого хватает.
Здесь всегда чувствуешь себя, как перепуганная Алиса, намотавшая из Москвы семьсот с лишним километров по воздуху и оказавшаяся в городе-оборотне, в котором всё вроде так же, как и в любом другом, но на самом деле - дудки! - здесь всё совсем иначе. Фокус в том, что Петербург строили люди, любившее красивое. Современное разрушенное и подпорченное вандалами здание будет выглядеть просто уродливым. А на стенах старого питерского особняка живописно раскроется штукатурка, каменные карнизы обвалятся, "псориаз асбеста" разъест фасад, но дом всё равно будет красив, как чёрт. А когда в городе столько чертей - не обойтись без чертовщины.
...Вымороченный город. С тяжёлой памятью и плотным слоем воспоминаний. Место на любителя. Сны снятся невероятные. Снега, метель, фасады особняков летят, как зловещие открытки. Сфинксы на поводке у Мандельштама. Ахматова в облаке поэтических строк. "Аврора" вспарывает носом асфальт Лиговского проспекта...
Особенно забористые ночки начались, когда я облюбовала гостиницу, в которой погиб известный поэт.
На стене той гостиницы висит мемориальная плита.И что вы думаете, она окружена печальными девами с выплаканными глазами и современными пиитами, питающимися вдохновением от печальных стен? Чёрта с два! Под плитой фотографируются на память туристы. Семьёй, парой, целыми классами. Счастливы! Радуются, словно это не эпитафия, а обещание обязательно вернуться...
Я слышала, есть люди, которые недолюбливают этот город. Да что говорить, есть те, кому и Париж не в радость, и тошнит от Венеции. Города, как люди - всем не угодишь.
Но мне здесь хорошо. Нет, может быть, мне было бы неплохо и в Донецке, окажись я там без дел, в тёплой гостинице, с любимым человеком, кучей денег и хорошей книжкой. Но всё-таки есть что-то особенное в этих кварталах и площадях. Что-то томительно-печальное, с привкусом горечи и запахом стоячей воды. Ну что делать - нравится мне это! "


Этери Чаландзия.



Другие статьи в литературном дневнике: