***«Поэзия должна быть немножко глуповатой», – писал Александр Сергеевич, словно бы с ним кто-то собирался спорить. С ним, конечно же, спорить никто не желал, только его призыв был услышан многими, решившими примерить на себя литературные лохмотья. Примеришь, а там, глядь, и засияет на них слава, как «Яркая заплата /На ветхом рубище певца». И случалось такое не раз: сияла, и до сих пор сияет на многих и многих облачениях. Вот взять, к примеру, полувоенную одёжу Николая Гумилёва. Заплата там, собственно, в полмундира. Николай Степанович, при жизни отличавшийся исключительным самолюбием, остался бы в высшей степени доволен такой кричащей деталью. Не просто слава, но слава оглушительная, вселенская, с новой бесцеремонной силой вспыхнувшая в последнее время. Раньше я относился к поэзии Гумилёва безразлично, а самого Николая Степановича воспринимал лишь как ревнивца к моему кумиру Блоку, который, в свою очередь, считал современника «панычем ось сосулькой, причём сосулькой глупой». Решив вновь перечитать стихи Гумилёва, я понял, что это была плохая идея. Сразу вспомнились слова Вячеслава Иванова: «Ведь он глуп, да и плохо образован, даже университета окончить не мог, языков не знает, мало начитан»… Да, скажете, неумным Гумилёва считали многие, даже среди «аполлоновцев» бытовало такое мнение, только разве его глупость мешала на озере Чад бродить «задумчивому жирафу»? Верно, не мешала, как и не мешает найти для подобной поэзии каких-нибудь иных покровительниц, помимо Эрато, Полигимнии, Эвтерпы и Каллиопы, а то уверен, что эти образованные дамы очень хотели бы сбросить с себя груз ответственности за «глуповатую поэзию». Несмотря даже на голос самого Александра Сергеевича, поданный в её защиту. © Copyright: Виктор Меркушев, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике: |