На Актриса тысячелетия
Всё-таки про выдуманных персонажей лучше получается, вот так бы и снимали, а не сочиняли небылицы про реально существовавших людей. Улыбнул эффект присутствия репортеров в исторических местах. Говорят есть люди которые действительно умеют так рассказывать (гипнотизеры). Русская сказка есть как ночевавший в избе гость мужику рассказывал рассказывал, договорился до того что они медведи, съели его старуху, а на выходе добычу делили, да не поделили. Вот в том же ключе.
А так особых знаний не надо. Сидели себе японцы 300 лет на островах, никого к себе не пускали, а к ним то и дело англичане и прочие все просились "пустите нас, пустите?” - "нет говорят не пустим". А потом японцы вспомнили, что они что-то на Маньчжурии забыли и ну искать. Что искали не нашли ибо плохие американцы стали их регулярно бомбить и искать не сподручно было. Бабушка моя рассказывала, что во времена ее молодости они вроде как до Байкала хотели дойти. Как показала история, хорошо что не дошли ибо где час Япония, а где Байкал со всем остальным.
А так не плох мультик - добрый.
Ом.
«Актриса тысячелетия» (яп. ;;;; сэннэн дзёю:, Millennium Actress) — аниме режиссёра Сатоси Кона, выпущенное на студии Madhouse в 2001 году. Оно рассказывает историю о документалисте, исследующем жизнь пожилой актрисы, где кино и жизнь перемешиваются и спутываются.
Аниме снято в стиле «фильм в фильме», а сюжет написан в сложной повествовательной манере.
Главный герой — режиссёр по имени Гэнъя Татибана, работающий над документальным фильмом об известной актрисе Тиёко Фудзивара. Киностудию, на которой она играла, сносят, а постаревшая Тиёко давно отошла от публичной жизни, но с удовольствием сотрудничает с Татибаной. Она начинает рассказывать историю своей жизни с самого начала и до вершины славы. Её рассказ перемешивается со сценами фильмов, в которых Тиёко играла главные роли, так что становится сложно понять, что из этого реальные события, а что — сценарий. Жизнь Тиёко проходила в неспокойные времена, а её героини жили во времена от периода Сэнгоку до футуристических космических эпох.
Тиёко родилась в Великое землетрясение Канто, в дальнейшей жизни землетрясениями сопровождаются все кульминационные события. Ребёнком, в 1930-е, Тиёко помогает художнику-диссиденту спрятаться от фашистского правительства. Тиёко влюбляется в художника, но он вынужден бежать уже на следующий день, предварительно оставив Тиёко ключ от своего чемодана с принадлежностями для рисования. Несмотря на возражения матери, Тиёко становится актрисой, чтобы иметь возможность путешествовать: она надеется найти художника и отдать ему ключ.
Тиёко гонится за своим возлюбленным во всех фильмах, где снималась, да и в жизни она, уже замужняя женщина, не может отказаться от постоянной погони. С окончанием рассказа актрисы начинается землетрясение, которое ранит её, Татибана увозит Тиёко в больницу. По дороге в больницу Татибана вспоминает разговор с полицейским. Тот рассказывает, что он поймал художника на следующий день после допроса Тиёко, пытал и, поскольку тот ничего не сказал, убил. Татибана не мог рассказать это Тиёко много лет. Режиссёр со своим оператором приходят в палату к актрисе и прощаются с ней. Там она говорит Татибане, что она любила саму погоню за художником.
В конце фильма Тиёко умирает, чтобы продолжить ловить художника в следующей жизни.
Стиль и влияние
Повествование нелинейно и усложняется флешбэками и отрывками из фильмов, в которых играла Фудзивара. Татибана и его оператор тоже появляются в фильмах, причём Гэнъя всегда играет роли защитника героинь Тиёко. Однажды он спас её и в реальности, ещё когда был неопытным помощником на киностудии. Оператор же ролей не играет, кроме того, его камера остаётся с ним.
Фильм построен на историческом отражении сменяющихся времён, некоторые сцены напоминают укиё-э, другие — фильмы Акиры Куросавы, особенно «Трон в крови», при этом в повествовании нет отсылок к другим фильмам. Вместо этого режиссёр постарался создать обзор истории японского кинопроизводства. Сатоси утверждает, что до «Millennium Actress» он не был знаком с историческим кинематографом и многое узнал при подготовке аниме. В частности, он узнал много нового из истории кимоно.
Сама Тиёко частично списана с известных актрис 1940-х — 1960-х Сэцуко Хары и Хидэко Такаминэ, последнюю Сатоси даже специально интервьюировал; тем не менее, по его утверждению, ни одна женщина не является полностью прототипом Тиёко.
Реакция критиков
Millennium Actress была тепло принята критикой, «первый» рейтинг на RottenTomatoes.com был 94 %профиль удален. Критик Los Angeles Times сказал, что фильм «очаровательно ведёт нас туда, куда фильмы до этого не водили». Кевин Уильямс из Chicago Tribune поставил фильму четыре звезды, сопроводив это комментарием: «Картинка анимирована, но человечна и тронет душу каждого, кто любил сильно»Светлана Пешкова.
Сборы
Источник Сборы в долларах США Количество показов
United States 37 285 6
United States Opening Weekend 18 732 6
Награды Править
Millennium Actress и «Унесённые призраками» получили гран-приСэр Писатель на фестивале Японского управления культуры.
«Лучший анимационный фильм» на фестивале Фантазия в 2001.
«Лучший художественный фильм» на Восьмом Фестивале анимации в Кобе.
«Премия имени Офудзи Нобуро (за совершенство анимации)» (яп. ;;;;; о:фудзи нобуро: сё:) фильм награждён на вручении премии Майнити.
«Orient Express Award» Международного кинофестиваля в Каталонии в 2001.
Четыре номинации на Эмми.
Находится в топ-50 на Internet Movie Database.
Список персонажей
Тиёко Фудзивара (яп. ;;;;; фудзивара тиёко) — главная героиня фильма, известная актриса.
Сэйю: Фумико Орикаса (детство), Мами Кояма (юность), Миёко Сёдзи (старость)
Гэнъя Татибана (яп. ;;;; татибана гэнъя) — режиссёр, поклоняющийся таланту Тиёко и её большой фанат. На протяжении действия снимает фильм о её жизни. Обладает полным собранием картин Тиёко.
Сэйю: Масамити Сато (детство), Сёдзо Кояма (юность), Миёко Ийдзука (старость)
Кёдзи Ида (яп. ;; ;; ида кё:дзи) — оператор Татибаны, скептически относится к Тиёко и страсти босса.
Сэйю: Масая Оносака
Эйко Симао (яп. ;;;; симао эйко) — актриса, соперничавшая с Тиёко как в работе, так и в личной жизни.
Сэйю: Сёко Цуда
Дзюнъити Отаки (яп. ;;;; о:таки дзюнъити) — режиссёр, сын директора кинокомпании Гинъэй, где дебютировала Фудзивара. Позже он обманом женился на Тиёко, чем привёл Эйко в отчаяние.
Сэйю: Хиротака Судзуоки
Мино (яп. ;; мино) — домохозяйка в доме Фудзивары.
Сэйю: Томиэ Катаока
Помощник на студии (яп. ;; бандо:)
Сэйю: Такко Исимори
Управляющий студией Гинъэй (яп. ;;;; гинъэй сэмму)
Сэйю: Кан Токумару
Мать Тиёко (яп. ;;;;; тиёко но хаха)
Сэйю: Хисако Кёда
Художник (яп. ;;; кагэ но кими, господин с ключом) — таинственный антиправительственный художник, за которым Тиёко гонится всю жизнь и даже после смерти.
Сэйю: Коити Ямадэра
Полицейский со шрамом (яп. ;;; кадзу но отоко, мужчина со шрамом) — в молодости поймал художника, пытал его и убил. После того, как Тиёко стала знаменитой, узнал её и пришёл на студию, чтобы передать ей письмо таинственного хозяина ключа и рассказать ей о том, что с ним сталось. Однако она убегает, едва получает письмо, полицейскому приходится посвящать в дело молодого Гэнъя.
Сэйю: Масанэ Цукаяма
Другие статьи в литературном дневнике: