Свобода. Сны об СССР гл. 8

Дастин Зевинд: литературный дневник

https://proza.ru/2018/12/02/988
Славнов Александр
СВОБОДА (Сны об СССР гл. 8)


В самой, что ни на есть, Советской Армии я служил по существу художником (диплом у меня был соответствующий, вот и отправили меня таким образом служить).


Однажды я был откомандирован в большой городской дворец культуры. Конструировать и рисовать декорации к глубоко патриотическому советскому празднику. К какой-то годовщине Революции, кажется.


И там, помимо всего прочего, судьба свела меня с удивительной бригадой монтировщиков сцены. Удивление моё растянулось на все несколько дней командировки.


Бригада в обеденный перерыв не пила водки. Совсем.


Их коморка за кулисами сцены без окон, освещавшаяся только электричеством, была чисто убрана. И они обедали без водки. Такие дела.


Тогда, в стране «развитого социализма», это почему-то вызывало удивление. Уж не знаю, почему?


Мало того, вдобавок никто и не курил. Помещение не было пропахшим, как все раздевалки, никотином, перегаром и пОтом.


И уж совсем добивало, что говорили они о том, о сём почему-то без мата.


В Советском Союзе собиравшихся таким образом больше двух, без водки и мата первым делом могли счесть сектантами или заговорщиками. Вот так вот: культ революции был, а новоявленных заговорщиков не любили.


Их предводитель сначала мне сильно не понравился. Взгляд у него был какой-то тестирующий. Именно, как у революционера подпольщика, вербовщика... Но разговорились, оказалось, ничего себе, безопасный мужичок... Поведал о себе… что у него два сына постарше меня: один доктор наук, другой «балбес-гитарист, правда, виртуоз». Последний оказался именитым рок-музыкантом, и я, будучи тогда горячим поклонником жанра, его имя, как оказалось, знал…


И вот этот самый бригадир, «сектант-подпольщик» и прекрасный семьянин преподал мне тогда незабываемый урок.


В одном вполне себе философском разговоре я позволил себе некоторым образом вознестись над бригадой монтировщиков и стал слегка хвастать своей начитанностью. Приводить авторитетные мнения разных учёных людей, цитаты «от великих» и т.д. И когда я в качестве какого-то довода процитировал упоминание притчи о Вавилонском столпотворении в «поэме Великий инквизитор» из "Братьев Карамазовых", «предводитель» в ответ вдруг взял да уточнил моё «цитирование».


И тут же рассказал библейский оригинал притчи... Потом о причине трактовки, лежащей в характере Достоевского и его героя, сочинившего «поэму Великий инквизитор». И что смысл притчи в библии и в контексте рассуждений Ивана Карамазова совсем разный…


В те времена книжка под названием «библия» была труднодоступна. Я её в силу идеологических обстоятельств и в глаза-то не видел. А он свободно её цитировал по мере надобности. Более того, он добавил ещё пару версий «вавилонской истории» из совершенно неведомых мне древних мифологий...


Собственно, разговор и даже спор зашёл о свободе. Я выступил с твёрдой позицией, звучащей коротко так: свободу людям давать нельзя. Дескать, порочность человеческой природы сразу вылезет наружу. И будет кошмар и ужас. Развал порядка, государства и т.д. и т. п. Доводы мои подкреплялись разными наблюдениями собственно за собой и за окружающими людьми...


А этот подпольный литературовед отвечал мне:


— Дорогой мой, ты совсем не понимаешь, что такое свобода. Эти люди, будучи долго управляемыми страхом наказания, с непривычки сначала проявят свою скрытую дикость. Но это нужно будет переждать. Переждать! Конечно, они друг друга чуть-чуть поубивают, пограбят... По причине внутреннего рабства, скудного рабского воображения. И исходящей из двух первых пунктов, иллюзии тесноты и ограниченности пространства жизни… Ещё раз – из иллюзии тесноты и ограниченности пространства жизни.


И кто, к слову сказать, может быть этот — «дающий» или «не дающий свободу»? Кто он такой? Нежданное негаданное воплощение бога на Земле? Первый свободный человек? Или такой же, как все, раб?.. Кто он, чтобы решать этот вопрос свободы?
И вот главное, что ещё ты не знаешь о свободе:


Нужно жить в опасности.


Нельзя, исходя из мнимых страхов, закручивать гайки запретов, и требовать закручивания гаек, нельзя душить и добивать политических противников и противников вообще, их следует оставлять свободными, живыми и здоровыми. Противник — не преступник. Живой противник не даст тебе ослабнуть и деградировать. Ещё раз. Ты хорошо меня слышишь? - Ослабнуть и деградировать!


Это же диалектика: единство и борьба противоположностей. Чем противоположности сильнее и свободнее, тем стремительней эволюция — расширение пространства жизни!
Ты можешь не верить в способ эволюции, который заключён в развитии свободы. Но он единственный. И он сам себя воплотит в жизнь…


В какой-то момент спора я вспомнил, что меня изначально поразило в окружавшей меня компании.


Не заметил я строго подчинения, запретов и начальственного террора. Но порядок за сценой и в работе монтировщиков, кажется, был идеальным. Каждый знал своё дело.


И обедали без водки.


И сыновья у него, как нарочно, доктор наук и знаменитый музыкант...



© Copyright: Славнов Александр, 2018
Свидетельство о публикации №218120200988



Другие статьи в литературном дневнике: