Свобода. Сны об СССР гл. 8https://proza.ru/2018/12/02/988 В самой, что ни на есть, Советской Армии я служил по существу художником (диплом у меня был соответствующий, вот и отправили меня таким образом служить). Однажды я был откомандирован в большой городской дворец культуры. Конструировать и рисовать декорации к глубоко патриотическому советскому празднику. К какой-то годовщине Революции, кажется. И там, помимо всего прочего, судьба свела меня с удивительной бригадой монтировщиков сцены. Удивление моё растянулось на все несколько дней командировки. Бригада в обеденный перерыв не пила водки. Совсем. Их коморка за кулисами сцены без окон, освещавшаяся только электричеством, была чисто убрана. И они обедали без водки. Такие дела. Тогда, в стране «развитого социализма», это почему-то вызывало удивление. Уж не знаю, почему? Мало того, вдобавок никто и не курил. Помещение не было пропахшим, как все раздевалки, никотином, перегаром и пОтом. И уж совсем добивало, что говорили они о том, о сём почему-то без мата. В Советском Союзе собиравшихся таким образом больше двух, без водки и мата первым делом могли счесть сектантами или заговорщиками. Вот так вот: культ революции был, а новоявленных заговорщиков не любили. Их предводитель сначала мне сильно не понравился. Взгляд у него был какой-то тестирующий. Именно, как у революционера подпольщика, вербовщика... Но разговорились, оказалось, ничего себе, безопасный мужичок... Поведал о себе… что у него два сына постарше меня: один доктор наук, другой «балбес-гитарист, правда, виртуоз». Последний оказался именитым рок-музыкантом, и я, будучи тогда горячим поклонником жанра, его имя, как оказалось, знал… И вот этот самый бригадир, «сектант-подпольщик» и прекрасный семьянин преподал мне тогда незабываемый урок. В одном вполне себе философском разговоре я позволил себе некоторым образом вознестись над бригадой монтировщиков и стал слегка хвастать своей начитанностью. Приводить авторитетные мнения разных учёных людей, цитаты «от великих» и т.д. И когда я в качестве какого-то довода процитировал упоминание притчи о Вавилонском столпотворении в «поэме Великий инквизитор» из "Братьев Карамазовых", «предводитель» в ответ вдруг взял да уточнил моё «цитирование». И тут же рассказал библейский оригинал притчи... Потом о причине трактовки, лежащей в характере Достоевского и его героя, сочинившего «поэму Великий инквизитор». И что смысл притчи в библии и в контексте рассуждений Ивана Карамазова совсем разный… В те времена книжка под названием «библия» была труднодоступна. Я её в силу идеологических обстоятельств и в глаза-то не видел. А он свободно её цитировал по мере надобности. Более того, он добавил ещё пару версий «вавилонской истории» из совершенно неведомых мне древних мифологий... Собственно, разговор и даже спор зашёл о свободе. Я выступил с твёрдой позицией, звучащей коротко так: свободу людям давать нельзя. Дескать, порочность человеческой природы сразу вылезет наружу. И будет кошмар и ужас. Развал порядка, государства и т.д. и т. п. Доводы мои подкреплялись разными наблюдениями собственно за собой и за окружающими людьми... А этот подпольный литературовед отвечал мне: — Дорогой мой, ты совсем не понимаешь, что такое свобода. Эти люди, будучи долго управляемыми страхом наказания, с непривычки сначала проявят свою скрытую дикость. Но это нужно будет переждать. Переждать! Конечно, они друг друга чуть-чуть поубивают, пограбят... По причине внутреннего рабства, скудного рабского воображения. И исходящей из двух первых пунктов, иллюзии тесноты и ограниченности пространства жизни… Ещё раз – из иллюзии тесноты и ограниченности пространства жизни. И кто, к слову сказать, может быть этот — «дающий» или «не дающий свободу»? Кто он такой? Нежданное негаданное воплощение бога на Земле? Первый свободный человек? Или такой же, как все, раб?.. Кто он, чтобы решать этот вопрос свободы? Нужно жить в опасности. Нельзя, исходя из мнимых страхов, закручивать гайки запретов, и требовать закручивания гаек, нельзя душить и добивать политических противников и противников вообще, их следует оставлять свободными, живыми и здоровыми. Противник — не преступник. Живой противник не даст тебе ослабнуть и деградировать. Ещё раз. Ты хорошо меня слышишь? - Ослабнуть и деградировать! Это же диалектика: единство и борьба противоположностей. Чем противоположности сильнее и свободнее, тем стремительней эволюция — расширение пространства жизни! В какой-то момент спора я вспомнил, что меня изначально поразило в окружавшей меня компании. Не заметил я строго подчинения, запретов и начальственного террора. Но порядок за сценой и в работе монтировщиков, кажется, был идеальным. Каждый знал своё дело. И обедали без водки. И сыновья у него, как нарочно, доктор наук и знаменитый музыкант...
© Copyright: Дастин Зевинд, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|