На смерть Будулая...

Ирина Дыгас: литературный дневник

На смерть Будулая.
Впервые с романом Анатолия Калинина «Цыган» познакомилась ещё в нежном возрасте, когда и читать-то его не положено было.
В одном из «толстых» журналов печатались главы («Заря» или «Аврора»?) помнится, а наткнулась на них случайно, делая порядок у брата на антресолях (искала какую-нибудь игрушку для годовалого племянника). Вот тогда и открылся для меня мир цыгана и Клавдии, а так же продолжение их истории – там был и второй том книги напечатан.
Помню, сноха засомневалась, мол, рановато читаю, на что ей ответила, что уж перечитала я всю сельскую библиотеку без ограничений на возраст. Люда сдалась и защитила меня перед братом.
За неделю всё было раза по два прочитано, пережито, переплакано и перевыстрадано (да простят меня филологи).
А в конце семидесятых (1979г) вышел одноимённый фильм! Экранизация была удачна, хоть и не безупречна – не всё можно было тогда снять. Как любая женщина, влюбилась в скромного обаятельного героя Михая Волонтира, ревновала к Клавдии в исполнении Клары Лучко, а в Матлюбу Алимову влюбилась по-девичьи, завидуя яркой азиатской красоте актрисы.
Потом много раз ещё смотрела-пересматривала, что-то отмечала заново, чему-то печалилась, играла по-своему отдельные эпизоды, втайне мечтая стать актрисой (как любая девочка тех лет).
И по сей день, едва где-то слышу первые аккорды музыки Петрова к этому фильму, накатывает ностальгия и тёплое чувства радости: за юность, за те годы, чистые и невинные, за то важное время познавания мира и взрослой жизни – целая эпоха! И она навсегда связана оказалась, как с романом Калинина «Цыган», так и одноимённым фильмом по этому произведению. И, конечно, с бесподобным и таким талантливым Михаем Волонтиром – цыганом нашего времени и эпохи. Нашим, советским, родным.
Мир праху его! Земля пухом, Михай! Вечная память Вам, «Цыган»!
15 сентября 2015 г.



Другие статьи в литературном дневнике: