Люботинцы - люди добрые

Николай Сологубовский: литературный дневник

Люботинцы - люди добрые....


опубликовано было мной 10.08.2018 22:35


«Люботинцы не погрешают ни в слове, ни в деле».

Томашевський про люботинців ІІ пол. ХІХ ст.


«Жители Люботина чисто малороссы.
Жизнь прямая, безыскусственная , незатейливая и терпящая. Люботинец и при деньгах не горд, но скуп, и без денег не журлив и не тороплив к заработкам. Случилась работа - хорошо, а не случилась, не скорбит, но под час таки и проворкует, «що немає грошей і ніде їх взяти».
Люботинцы не то чтобы неспособны к мастерствам,а просто не тороваты: у нас, кроме горшечников, гончаров, мало других мастеровых. Ну,зато горшки делают ловко и добросовестно. Зарботки и от горшков не плохи. Сотня бывает иногда 1 руб.50коп., а ее сделать в сутки.
За садами не смотрят и разводят их плохо. Деды садили, а внуки порубили, ничего не насадивши. Есть, впрочем ,у некоторых и теперь первобытные- дедовские сады и держатся хорошо. За то и польза.
Бывая у них, я часто замечаю им, что сады их плохи и новенького ничего не посажено. «Ніколи»,-говорят. А земля-то, земля в Люботине-дорогая (очень подходящая! ) для садоводства.
Люботинцы год по году стали и по жизни далеко не те, что были прежде. Беспутство и п’янство заміняются теперь во многих сімействах воздержанием и набожостью.
Ругательства, постыдные слова и телодвижения почти что скоренились.
Один недостаток: верят шептухам и так пристрастны к ним, что надо много еще употребить и времени, и труда, чтобы разочаровать их в этих бабьих баснях.
В великий Пост теперь считается грехом пить водку, а прежде что было?
В суботу Поста полные шинки народа, запивающего причастие. Теперь этого нет!..
Но чтобы довести прихожан до сознательной моральной жизни, первее всего надо было заохотить их к слушанию и пониманию рассказами из жития Святых, почти что на нашем языке. Это продолжалось почти пять лет, и при каждой встрече по выходе из церкви забиралась справка - поняли ли, что читалось или говорилось.
Были такие случаи, особенно сначала, что при вопросе мужика: «Про що казали в церкві?» ответы получались «или про все добре», или же «либонь під Валками турок» и пр.
Можно по этим данным судить о развитости нашего бедного брата о Христе! Но далее, всходя от силы в силу и помогая друг другу , мы нелады прошли! Стали уже самобытнее!
Спросить, кое-что морокуют: объясняются праздники, обличаются закоренелые пороки, заблуждения, предрассудки, леность, праздность, Божба постыдная, брань и прочее ,- слушают, понимают и сознают греховность.
И так наши люботинцы стали теперь народом понимающим! Посеянное, хотя не скоро , а вырастает и дает плод!
Было время, что люботинцы не умели дома и креститься, как подобает, и взять благословение у священника. Из священников, коих память чтится в приходе, Евецкий и Венедикт Ястремский, особенно были проводниками нравственности: первый был строг благодушно, а последний- кроток и благочестив, не пивший вина, ни ликера и учивший более колейно, дома у себя, или когда бывал по службе у прихожан. Евецкий служил в Люботине 28 лет,а Ястемский - 12 лет.
Из прихожан древние семейства Литкевичевых и Гаховых отличаются прямотою, набожностью, трудолюбием и хорошею жизнью, потому и живут почти все достаточно.
Много есть и таких христианских душ, которые, как видится, не погрешают ни в слове, ни в деле. Всегда бывают на служении в церкви, какая бы не была погода.»
Люботинський краєзнавчий музей



Другие статьи в литературном дневнике: