Роман Кармен! Легендарному фронтовому оператору и режиссеру, снявшему первый военный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», исполнилось бы 119 лет 30 ноября 2025 года…
Этот фильм «Разгром немецких войск под Москвой» принес Советскому Союзу первый «Оскар»….
«Песчинкой, гонимой ураганом гигантской битвы, кажется сейчас человек, отогревающий на груди замерзавшую кинокамеру, пытавшийся сохранить для будущего образ упрямого в бою, смертельно усталого, охрипшего и оглохшего от канонады защитника Москвы. Командарм, комдив, командующий фронтом представляли себе панораму грандиозной битвы во всей ее широте, а у человека с кинокамерой в поле зрения — одно пулеметное гнездо, поредевший взвод, ожесточенно ведущий огонь по врагу, наступающему из-за синеющего вдали леса, кровь на снегу, окаменевший взгляд мертвого солдата, устремленный в холодное мглистое небо…», — записал потом Роман Лазаревич Кармен.
Это была не первая его война. Он начал с гражданской в Испании. И все же эта война - Великая Отечественная - была особенной: за Родину.
В дни боев под Москвой студия кинохроники, где служил Кармен, стала командным пунктом съемок и штабом всей фронтовой кинохроники: до переднего края было рукой подать.
Отсюда Кармен и уходил на съемки, на свои «боевые задания».
Роман Лазаревич Кармен снимал Историю России и сам стал неотделимой ее частью. Герой Социалистического труда Советского Союза, лауреат Ленинской и Сталинской премий, автор знаменитых на весь мир документальных фильмов... Это все он, да.
Роман Кармен навсегда остался тем самым фронтовым оператором, что прошел дорогами войны от самого первого дня агрессии нацистской Европы и до самого Берлина, логовища поверженного зверя.
Кармен никогда не был просто оператором- наблюдателем: такое не в его характере. Каждый раз он становился участником переломных событий: снимал бои на подступах к Москве, Сталинградскую битву, освобождение Варшавы, штурм Кёнигсберга, взятие Берлина.
Никогда Кармен не снимал с удобных защищенных позиций, но только стоя на земле, всегда рядом с теми, кто шел в атаку. Самые же выстраданные, самые долгожданные кадры – съемка подписания акта о капитуляции нацистской Германии.
«Мне посчастливилось прорваться на переднее место, потом меня оттеснили, потом я, кажется, сильно стукнув по голове ручкой от штатива американского адмирала, снова оказался в переднем ряду, одна мысль, одно чувство — снимать, снимать, чего бы это ни стоило, любой ценой, но только снимать!» — вспоминал спустя много лет Кармен, глазами которого мир сегодня всматривается в битвы Великой Отечественной войны, которые стали и ключевыми событиями Второй мировой войны.
У Романа Лазаревича Кармена был собственный стиль документалиста и особая судьба – судьба талантливого фронтового кинооператора. Но и он в первые дни размышлял о том, что готовит эта нежданная война.
«Ехали молча, погружен в свои мысли. Что ждет нас впереди? Какая она будет, эта война?» - записал он в первые дни.
И тогда, как и сегодня, кинооператоры держали в руках не оружие, но кинокамеры. Заснятые хроники испытаний, потерь и героизма стали их вкладом в Победу, их оружием Победы. Но не только.
Километры отснятой кинопленки стали и доказательной базой обвинения на Нюрнбергском процессе. Кармен одним из первых снимал нацистский лагерь смерти Майданек, когда там еще не успели остыть печи крематориев. Этот его фильм оказался одним из важнейших документов о преступлениях нацистов и фашистов.
Следующим его фильмом стал «Суд народов» - о том, как проходил Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками. В последние дни он торопился закончить озвучку самого своего знаменитого фильма, ставшего делом всей жизни, – документального сериала «Неизвестная война».
Но сердце не выдержало…
Романа Лазаревича Кармена не стало в апреле 1978 года. Он умер прямо за монтажным столом. Финальная серия цикла - «Неизвестный солдат» - вышла уже после его смерти.
«Это были четыре месяца высочайшего психологического напряжения человека, которому надлежало не только увидеть все это разом на экране, но и осмыслить, пережить события, равных которым по трагедийности не знала история человечества. Иные снятые фронтовыми кинооператорами эпизоды, сцены и один то раз было невозможно смотреть, а мне приходилось смотреть их по нескольку раз, чтобы одна из записей для данной сцены вошла в будущий фильм. Иначе нельзя, иначе было бы неискренне, а это в таком фильме просто непозволительно.
Документы, снятые во время войны операторами, были первой инстанцией по правде, по крови, по волнению, по могучей отдаче, которая чувствовалась в каждом кадре. И поэтому прикосновение к ним сегодня тоже должно быть только таким. А сердцу отозваться на увиденное в документах помогал тот груз воспоминаний детства, который всегда со мной. Мне уже не нужно было долго вглядываться в документы времени, вчитываться в текст, чтобы понять и почувствовать все, что они в себе содержали. Воспоминания тотчас же дорисовывали то, что не вошло в хронику, вызывали внутреннее состояние, уже пережитое ранее», - говорил после записи последнего фильма Кармена «Неизвестная война» один из двух его ведущих Василий Лановой.
Спустя 80 лет продолжатели творческого кинодела Романа Лазаревича Кармена – военные кино- и телеоператоры — так же шагают по изуродованной войной земле Донбасса. Так же, всматриваясь в объектив как в прицел, один из них, Максим Фадеев под ожесточенным огнем противника продирается в составе боевого подразделения к неприступной мариупольской «Азовстали». Каждый снятый кадр нужен, необходим - чтобы мир увидел правду, ужаснулся и прозрел.
«Важно понимать, что такое современная когнитивная война, как она ведется, как противостоять когнитивным атакам. Ведь это бесконечная битва за душу народа не только в Донбассе, но и по всей России», — убежден военный кинооператор - документалист Максим Фадеев.
В условиях, когда против России снова развернута психологическая, «гибридная» война на уничтожение, кадры военной хроники имеют решающий аргумент, отрезвляющее противоядие от отравляющей пропаганде врага.
Сегодня граждане России в едином порыве делают все, чтобы защитить страну от агрессии русофобского альянса НАТО и восстановить Украину в Русском Мире. Среди многих дел, совершаемых во имя великой цели, особая роль - у кинохроники: в ней - дыхание времени, в ней - атмосфера личного подвига, в ней - наша общая новая победа и память о Победе в Великой отечественной войне..
- Почему именно эта, военно-патриотическая, тема так близка, - спросили однажды Василия Ланового
- Время необратимо, - ответил великий актер. - Уходят от нас те, кто завоевал Победу, кто прошел через ужасы войны, кто выстоял в этом тяжелейшем испытании. Сужается круг ветеранов войны, сегодня они уже доживают свой век. А поэтому все острей и острей желание хоть в малой доле вернуть им тот огромный, неисчислимый, неоплатный долг».
Тяжек и горек труд военного оператора: мало знать ценность кадра, надо вкусить и окопного лиха. Максим Фадеев, Валерий Тимощенко, Альфред Хлебин, Павел Чуприна и многие другие Граждане с камерой в руке прошли этими путями и пережили беды сполна. Но не дрогнули, не опустили камеру, не бросились прочь в безопасность. Они становятся Кинохроникерами нашего времени, вечной битвы за будущее Родины.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.