Новичок

Игорь Гарин: литературный дневник

Путинский режим выявил одну простую вещь: для ненависти не нужно никаких всемирно-исторических оправданий, в виде законов классовой борьбы, марксистского учения о базисе и надстройке и т.д. Ненависть питает сама себя. Это своего рода вечный двигатель. Он приводит в действие ядерную программу, всю технику массового уничтожения, включая невероятное по силе нервно-паралитическое вещество "Новичок" (один грамм убивает 250 человек). Вот точно таким же новичком оказался и сам президент в мировой политике. Не то ново, что этот агент нервирует и парализует весь мир, разрушает, действует подкупом, страхом и отравой, создает повсюду врагов, — а то, что все это делается из чистой ненависти, которая не нуждается ни в каких разумных обоснованиях.


Как писали первые биографы, Путин "оказался новичком в большой международной политике" (Рой Медведев); "это вовсе не политик, а энергичный новичок из чиновников второго плана" (А.Цулкадзе). Путин и в самом деле оказался новичком — только с большой буквы. Вопрос, заданный в начале первого срока: "Кто вы, мистер Путин?" — к концу четвертого получает внятный ответ: прокладчик кратчайшего пути из любой начальной точки в конечную — в точку небытия. Новичок открыл прямейший ход к разрушению миропорядка — без всяких околичностей, идеологических заморочек. Он оголяет мировую политику до скелета: ненависть не нуждается в доказательствах, это по-своему такой же чистый продукт, как любовь.


Сравнивают Новичка с Ким Чен Ыном, тоже донельзя токсичным. Но рядом с российским президентом он просто отстой. Ведь Северная Корея все еще действует по старинке, прикрываясь марксистской ветошью, рабочей солидарностью, учением чучхе и т.п. Иран, Куба и прочие государства-изгои — тоже пережитки 20-го века: у одних традиционная религия, у других своя версия социализма, помесь Маркса и Хосе Марти. Еще раньше для Гитлера оправданием войны была расовая теория, Сталин опирался на теорию обострения классовой борьбы и построения социализма в отдельно взятой стране... Сколько лишних слов, догматических споров, правых и левых уклонов, ревизионистских и оппортунистических искривлений! Кому нужна теперь вся эта схоластика, ставшая книжной пылью!?


Благодаря путинизму выяснилось, что в 21 в. сложно разработанные идеологии/мифологии, со своими философскими теориями, вроде марксизма, вообще не нужны. Вероятно, они соответствовали сравнительно низкому уровню информационного развития общества 19 - нач. 20 вв: идею нужно было долго вколачивать в сознание масс, чтобы она постепенно становилась материальной силой. А сейчас все распространяется мгновенно и требуется лишь простейший импульс: мы — они. Или попросту запах крови. Как ни странно, усложнение информационных систем, имитирующих и как бы заменяющих мозг, упрощает стадного человека до биологической сути, до простейшего рефлекса ненависти.


Как действует "Новичок"? Научное описание: "Попадая в организм, отравляющий агент химически связывает белок, регулирующий передачу нервного импульса. Это приводит к тому, что к тканям организма, органам и мышцам начинают бесконтрольно поступать нервные сигналы. В результате происходит перевозбуждение сердечных, дыхательных и других мышц". Не напоминает ли это технику вмешательства в американские выборы? — создание фальшивых аккаунтов, тролли, боты, симуляция активности множества фиктивных групп, провоцирование левых радикалов с целью большей радикализации правого спектра... Оказывается, электронным сетям тоже можно придать нервно-паралитический эффект. "В результате чего жертва отравления не может дышать и испытывает очень сильные боли. Это пытка. Это абсолютно неизлечимо". В электронных сетях пока еще излечимо, но результаты нервно-паралитического воздействия примерно одинаковы во всех формах: химической, информационной, геополитической...


Если, например, Новичок проникает на чужую территорию, там распространяется бандитизм и коррупция, люди нищают, прекращается экономический рост, ничто не радуется жизни, наступает морок и история прекращает течение свое. У крупнейших хищников ХХ в. по крайней были за спиной "экономические чудеса": Германия и СССР в 1930-е гг. стремились к внедрению "самого передового строя" на землях варваров. Новичок опять-таки уникален в мировой истории, поскольку никаких аргументов "высшего порядка", ничего, кроме скелета в шкафу, у него нет, да он в этом и не нуждается.


Конечно, в запасе у Новичка масса риторических средств маскировать этот скелет, но маска оказывается всякий раз издевательски поддельной и не столько скрывает, сколько обнажает вздорность и ненужность всяких причин и доказательств. Под каждый акт ненависти подкладывается некое заведомо абсурдное оправдание. Почему нам нужен Крым? — так ведь там Херсонес, святой для русских, как Стена Плача для евреев. Отчего война в Донбассе? — это шахтеры и трактористы взялись за оружие, приобретенное в Военторге. Отчего мы в Сирии? — так ведь на террористов надо напасть, пока они не напали на нас. Почему убили сотни школьников в Беслане? — Чтобы не поощрять террористов и отменить выборы губернаторов. Ядерные угрозы Западу? — потому что наши партнеры недопоняли нас тогда-то, недоуважили в том-то. Зачем разгонять митинги и арестовывать несогласных? — чтобы Саакашвили не бегал по улицам. Почему утонул "Курск"? — потому что утонул. При этом Новичок все время усмехается в песковские усы. Как будто подмигивает, давая понять, что все это пурга и мы, как умные люди, это понимаем.


Вот это и есть изобретение путинизма, которое потенциально может завершить ход истории: холодная ненависть, которая упорно ищет слабые места в миропорядке и расчетливо в них бьет, оставаясь по сути беспричинной и бесцельной.


Но какова природа этой ненависти? Может быть, это невиданная, извращенная форма любви? Ровно сто лет назад Александру Блоку в его "Скифах" открылась страшная истина, после которой он замолчал до самой смерти, потеряв волю к жизни. профиль удален Что же это была за тайна? Под впечатлением от Октябрьской революции Блок понял нечто важное о любви, а именно, что она-то и есть ненависть. В этом и состоит цель революции в противостоянии с Западом:


Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?


Конечно, мы не виновны в том, что вас раздавим, — мы здесь, в Скифии, любим вас, любим Запад. Любим вашу плоть, вкус, цвет, любим плоды вашей цивилизации: виллы, дворцы, яхты, счета в банке... Так любим, что готовы зацеловать, заобнимать, залюбить до смерти. А виноваты — вы, поскольку забыли там, на Западе, что такое настоящая любовь. Это не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. Настоящая любовь — всегда до смерти.


Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!


"Мы любим вас!" — с пеной на губах кричал на московском митинге 16 марта 2014 г. лидер всероссийской краснознаменной организации "Зуд времени", обращаясь к Украине. "Вы наши братья, мы любим вас". "Слава великой Любви!" Имелось в виду, что захват Крыма и призыв к дальнейшему вторжению в Украину — это и есть деятельное, наглядное проявление любви. Таков древний, каннибальский обычай: любить — значит поедать любимое, обгладывать до скелета. Казалось бы, ничего архаичнее быть не может. Но при Новичке оказалось, что это еще и футуристично.


профиль удален Стихотворение "Скифы" (29-30 января 1918) оказалось последним произведением Блока — более до своей смерти в 1921 году он ничего не опубликовал. Интересно, как открытие этой страшной тайны подействовало на физический облик и манеру поведения А. Блока. Вспоминает Корней Чуковский: «Передо мной сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый".


Вспоминает жена поэта Любовь Менделеева: "Вообще у него в начале болезни была страшная потребность бить и ломать: несколько стульев, посуду, а раз утром, опять-таки, он ходил по квартире в раздражении, потом вошел из передней в свою комнату, закрыл за собой дверь, и сейчас же раздались удары, и что-то шумно посыпалось. Я вошла, боясь, что себе принесет какой-нибудь вред; но он уже кончал разбивать кочергой стоявшего на шкапу Аполлона. Это битье его успокоило, и на мое восклицание удивления, не очень одобрительное, он спокойно отвечал: 'А я хотел посмотреть, на сколько кусков распадется эта грязная рожа'".


Наконец, объясняет сам Блок незадолго до смерти: «Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем». Кажется, такой нервно-паралитический эффект отчасти уже был


М.Эпштейн



Другие статьи в литературном дневнике: