Об отравлении лондонцев

Игорь Гарин: литературный дневник

Историк Григулевич был секретным агентом советских спецслужб. В Мексике он участвовал в покушении на Льва Троцкого. А в 1952 году приехал в Белград как посол Коста-Рики в Италии и Югославии под именем Теодоро Кастро. На Лубянке он числился Максом.


К тому времени критически обострились отношения между диктаторскими режимами Сталина и Броза Тито. Хозяин Кремля приказал ликвидировать своего югославского противника. В середине 1990-х об этом детально рассказал генерал Павел Судоплатов, готовивший эту операцию:


«С помощью замаскированного в одежде бесшумно действующего механизма Григулевич должен был выпустить дозу бактерий легочной чумы, что гарантировало заражение и смерть Тито и присутствовавших в помещении лиц», - вспоминал Судоплатов.


Сам Григулевич не знал о применяемом препарате. Ему должны были перед секретной операцией привить противочумную сыворотку. Покушение планировалось на время визита Тито в Лондон – чтобы свалить все на британские спецслужбы. Судоплатов рассуждал, что этот вариант устранения вполне мог привести к вспышке смертельно опасного заболевания в одном из самых густонаселенных городов Европы и тысячам человеческих жертв.


Макс, по словам генерала, уже прощался с жизнью. При любом исходе операции он не смог бы скрыться от югославских спецслужб. Однако Судоплатову удалось отговорить Сталина – ведь Григулевич не был боевиком и мог провалиться. Покушение на время отложили. Вскоре к праотцам ушел сам советский вождь. А вместе с ним – и необходимость в операции.


Григулевич перебрался в Москву. И, где-то благодаря своевременному отходу кремлевского параноика, мы смогли учиться по интересным историческим книжкам Макса.


О.Шама



Другие статьи в литературном дневнике: