Котел начинает закипать. Что происходит в России

Игорь Гарин: литературный дневник

Все это уже было — накануне развала СССР. У российских властей заканчиваются финансовые средства
Вот новости, которые пришли за один день, за 26 сентября. Депутаты Госдумы приняли во втором, самом главном, «концептуальном» чтении закон об увеличении пенсионного возраста. Особенно последовательны были парламентарии от, прости Господи, оппозиции. Они решительно и смело проголосовали против антинародного закона, но при этом так же решительно поддержали поправки, внесенные Владимиром Путиным. При этом они как бы предпочли не заметить очевидное – Путин-то, внося свои поправки, фактически одобряет закон. Логика бухгалтера Берлаги: «Я сделал это не интересах истины, а в интересах правды». Но не будем строго судить «оппозицию». У нее случилась нечаянная беда: фрики, которых коммунисты и либерал-демократы выставили в качестве спарринг-партнеров для кандидатов от партии власти на губернаторских выборах, стали, о ужас, выигрывать. Видимо, настолько обрыдла народу «Единая Россия», горячо поддержавшая прямой отъем денег, что он готов голосовать за кого угодно. И тут же раздался окрик со Старой площади. Газета «Ведомости» сообщила, что в Администрации президента считают: победив на выборах, парламентская оппозиция нарушила некие правила «политической игры». Очевидно, все участники выборов, кроме единороссов, клялись на крови, что ни в коем случае выигрывать не будут.
Дела оказались столь серьезны, что в ход пошло орудие главного калибра. Владимир Путин спешно принял отставку губернатора Приморья Андрея Тарасенко, того самого, за которого в последние минуты выборов вдруг на отдельных участках стали голосовать все сто процентов избирателей. На сложный регион был брошен Олег Кожемяко, который еще недавно возглавлял Сахалинскую область. Президент благословил его на участие в выборах, которые уже выиграл на свое несчастье коммунист Андрей Ищенко. Заодно, главный начальник страны уволил еще двух уж совсем очевидно никчемных губернаторов – Астрахани и Северной Осетии. Те же «Ведомости» сообщили, что Путин собирается послать в отставку еще десяток губернаторов.
Во что выльется нынешний кризис, можно только догадываться
Еще 26 сентября сотня жителей Ингушетии решительно выступили против договоренности главы республики с чеченским лидером Рамзаном Кадыровым относительно окончательного пограничного размежевания. В столицу Ингушетии спешно ввели части Росгвардии.
И в тот же день газета Haaretz сообщила: Кремль отверг предложения Израиля направить в Москву делегацию во главе с премьером Нетаньяху для урегулирования ситуации после инцидента с самолетом Ил-20 над Средиземным морем. В итоге все свелось к переговорам командующих военной авиацией двух стран. И российские военные спокойно проигнорировали израильские аргументы. После чего появились предположения: Путин, поначалу желавший притушить конфликт, не захотел лично выслушивать израильскую версию событий, чтобы обеспечить военным карт-бланш для запредельного вранья по поводу трагедии. Что поставило вопрос о том, до какой степени Путин контролирует своих подчиненных. Такой вопрос выглядит еще более оправданным после публикации совместного расследования информагентства The Insider и группы Bellingcat о людях, обвиняемых в отравлении в Солсбери. Они предполагают, что человек известный как Руслан Боширов — полковник ГРУ и Герой России Анатолий Чепига. Если так, то получается, что Путин, утверждавший на международном форуме, что подозреваемые британцами люди являются «гражданскими», был либо введен в заблуждение своими спецслужбами, либо прикрывал напортачивших убийц.
Повторю еще раз, все эти новости пришли всего за один день. Когда я прочитал их, то ощутил дежавю. Все это уже было — накануне развала СССР. У властей заканчиваются финансовые средства. И если сегодня деньги у населения прямо отнимают через пенсионную реформу, то тогда это происходило через «павловский» обмен купюр. Вспомним, как в конце 1980-х начались конфликты на Кавказе, поначалу казавшиеся локальными стычками, возникавшими из-за сущей ерунды, вроде перекройки нескольких метров границы между республиками. Кремль без конца тасует потрепанную колоду региональных начальников. Уместно вспомнить и то, как вроде бы всемогущий генсек раз за разом оказывался не в курсе того, что творит военное ведомство и куда оно отправляет войска. Разумеется, причины того кризиса были совершенно другими, чем нынешнего. Просто очевидно, что в момент такого кризиса наружу вдруг разом вылезают все проблемы, которые до поры, до времени удавалось прятать. Вот и сейчас наш котел пока что не кипит, появляются лишь первые пузырьки. Но и это пугает. Уж слишком отличаются личности первых руководителей государства. Заслуга Горбачева в том, что СССР развалился без большой крови. Во что выльется нынешний кризис, можно только догадываться…


А.Гольц


Москва и еще одна неудача


Россию преследуют промахи в Сирии
Крах радиоэлектронного военного самолета ИЛ-20 с 15-ю членами экипажа на борту, произошел поздним вечером 17 сентября, – не самая большая трагедия за более чем трехлетнюю историю военной интервенции России в Сирию. И этой трагедии, видимо, было сложнее найти объяснение. Это был не технический сбой, как с крахом пассажирского самолета Антонов-26 от 6 марта, когда погибли 32 человека. Самолет скорее сбила зенитная ракета C-200, выпущенная противовоздушными сирийскими силами. Утром 18 сентября министр обороны России первым представил объяснение этой катастрофы, прямо переложив вину на военно-воздушные силы Израиля, предположив, что те использовали медленный российский турбовинтовой самолет как прикрытие для авиационного удара, нанесенного четырьмя истребителями F-16. Израилю понадобилось несколько дней, чтобы опровергнуть это обвинение, поставив русскому командованию несколько неудобных вопросов относительно того, кто несет реальную ответственность за этот случай «дружественного огня». Дальнейшее усложнение этой игры обвинений – это сочетание четырех неудач в исполнении участников российской интервенции.
Первая неудача случилась за день до ракетного удара по ИЛ-20, который по словам российского министра обороны Сергея Шойгу, осуществлял миссию по сбору разведданных в контролируемой повстанцами провинции Идлиб. Особенно, когда массовое наступление сил, верных сирийскому президенту Башару Асаду в этой последней настоящей «зоне деэскалации», – куда различные группы повстанцев, включая остатки Аль-Каиды, отступили – должен был как раз начаться, но был внезапно отозван. Российская пропаганда бросила много виртуальных снарядов на это «гнездо терроризма», а прокремлевские комментаторы получили много головной боли, объясняя смену планов. Причиной этого неудобного отступления стала непоколебимая позиция турецкого президента Реджепа Эрдогана, который встретился с Владимиром Путиным в Сочи после безрезультатного трехстороннего саммита в Тегеране. Эрдоган однозначно дал понять, что Идлиб – вне власти режима Асада. А в геополитических планах Путина стратегическое партнерство с Турцией является куда более важным, чем еще одна «победа» в Сирии, которая не способна вызвать слишком много энтузиазма среди россиян.
Вторая преграда повлияла на отношения России с Израилем, а заявление Шойгу о том, что именно эта страна несет полную ответственность за трагедию и столкнется с «надлежащими мерами», выходит за рамки разумного. Эти слова вызвали волну «патриотических» и исключительно антиизраильских истерик в российских СМИ и соцсетях. Чтобы угомонить эти агрессивные эмоции, Путину пришлось поплатиться политическим капиталом. Генерал АМИКО Норкин, командующий израильскими авиационными силами, представил в Москве расширенный отчет по этому инциденту, который не оставил сомнений в надлежащем проведении атаки израильскими военными. И для многих россиян такие технические детали вряд имеют значение. Шойгу прекрасно осведомлен о желании публики переложить вину на Израиль, и настаивает на своей хитрой заполитизированной позиции, даже если она и ставит Путина в проигрышную ситуацию с обеих сторон. В телефонном разговоре с премьер-министром Израиля Беньямин Нетаньяху Путин намеревался смягчить причиненный ущерб.
Неохотное примирения с Израилем продемонстрировало значительные провалы в поддержке режима Асада российскими военными силами, что вместе составляет третье препятствие для осуществления интервенции. Российские военные советники должны были убедить сирийские ПВО работать синхронизировано с воздушной кампанией России. Впрочем, как выяснилось, не существовало коммуникации между сирийскими ракетными батареями и авиабазой Хмеим, откуда разворачивают русскую эскадрилью. Впечатляющая некомпетентность сирийских войск вряд ли стала сюрпризом, но грубые промахи российского военного командования в обеспечении контроля над воздушным пространством вокруг главной базы очевидны – их было сложно скрыть. Возможно, в попытках исправить эти серьезные промахи сирийских противовоздушных сил, 24 сентября Москва объявила, что будет доставлять С-300 в Дамаск. Упрямство Асада в обвинении Израиля в сбивании ИЛ-20 противоречит его недовольству решением Путина отменить наступление на Идлиб без консультации с ним. Кто получил наибольшую выгоду от всех этих ссор, так это Иран, ищущий повод начать конфликт между Россией и Израилем, а также усилить контроль над режимом Асада.
Тем не менее, неудачей, которая еще долго будет давать о себе знать, стала провальная попытка повлиять на несколько запутанную политику в отношении Сирии со стороны США. Российский министр МИД Сергей Лавров продолжает стоять на том, что главная угроза территориальной целостности Сирии поступает из восточного побережья Евфрата, контролируемого сирийскими демократическими силами, которыми руководят курды при поддержке американцев. Впрочем, обучение специальных подразделений США на базе Аль-Танф в начале сентября убедили российских военных отказаться от любых новых экспериментов в этом направлении. Очень вероятно, что угрозы США нанести новые ракетные удары в ответ на наступление Асада на Идлиб стали тем, с чем серьезно считался Путин, принимая решение об отмене операции. Прибытие в Средиземное море ударной группы ВМС США во главе с авианосцем «Гарри Трумэном» добавила мощности мерам Вашингтона по сдерживанию агрессивных планов Асада, заодно напомнив о том, что российский флот – лишь незначительная сила в этом театре.
Вместе все эти истории глубоко подрывают стратегическую целесообразность военной интервенции России в Сирию. Путин провозглашал ее победной столько раз, что сейчас уже просто не может позволить признать свое поражение, равно как и не может обосновать экспансию необходимостью развернуть тенденцию накопления неудач и увеличения расходов. Он стремится культивировать стратегическое партнерство России с Турцией, хочет сохранить связи с Израилем (вопреки желанию их руководства), и уж точно не может допустить риска прямого военного столкновения с США. И все же он не может не видеть, что поддержка режима Асада – это дорогое обязательство, которое притягивает Россию в скользкую связь с Ираном. На внутренней арене растрата ресурсов и жизней в далекой Сирии стала главным поводом для недовольства, усиленным уменьшением доходов и сокращением социальных выплат. Москва не может себе позволить еще одну неудачу в невыгодной сирийской затее, и оказывается неспособной предусмотреть их в этой мутировавшего войне, плохо координированной непримиримыми партнерами.


П.Баев


НЕ ПРЕДАТЕЛИ. НЕ ПОДОНКИ.


Несменяемый глава России Путин назвал сегодня Скрипаля предателем и подонком: «Он просто подонок, вот и все».


Путин волен иметь любое мнение о Скрипале, но сам он, как и его подчиненные обязаны соблюдать российский закон. Никакой российский закон не дает права Путину, Патрушеву и прочим «официальным лицам» заниматься внесудебными расправами. С «подонками», «предателями» (кстати, выращенными не среди оппозиционной интеллигенции, а в их же путинских спецслужбах) или с кем-то еще. Вот и всё.


Но речь сейчас о другом – как в России не быть предателем и подонком. Какой пример дает стране правящая группа. Вот и всё.


Как стать уважаемым человеком в России? Государственным мужем? Вот и всё?


Путь к достоинству описан ниже.


Окружить себя холуями и холопами. Уничтожить свободу слова. Уничтожить выборы. Засесть во власти на десятилетия. Напасть на соседнюю страну, нарушив свою Конституцию и отнять у нее часть территории. Сделать так, чтобы ближайшие друзья за годы твоего правления стали миллиардерами. Захватить экономику страны, насадив в ней «госкомпании» и «госкорпорации» — поставив на руководство ими соратников. Ограбить население своей страны ростом пенсионного возраста, увеличением налогов. Лишить страну перспективы, загнав под санкции Запада. Назначать губернаторами своих охранников. Создать против своего народа жандармерию, посадив на руководство тоже своего охранника. Врать стране и миру во всем. Вот и всё.


Это и есть не быть предателем и подонком в России. Вот и всё.


А.Мельников



Другие статьи в литературном дневнике: