Почему так много дураков?

Игорь Гарин: литературный дневник

Я давно обратил внимание на интереснейший, но практически неисследованный лингвистический факт: количество синонимов конкретного слова в языке хорошо коррелирует с реальной распространенностью обозначаемого этим словом феномена.


Скажем, у слова «дурак» неисчислимое количество «слов-родственников»: балда, бездарь, болван, глупец, дундук, дуралей, дурачина, дурачок, дурень, дурной, дурилка, дурик, дурында, даун, тычина, полудурок, полоумный, пустоголовый, слабоумный, скудоумный, придурок, придурковатый, отморозок, орясина, дубина, дубьё, чушка, кувалда, ударенный, идиот, оболтус, обалдуй, балбес, олух, остолоп, обормот, простофиля, тупец, туполом, тупица, фофан, профан, рюха, тюха, теха, тютя, межеумок, осёл, пень, недотепа, бестолочь, кулема, простак, простофиля, кретин, безмозглый, недотёпа, головотяп, растяпа, бестолковщина, глупый, тупой, тупоголовый, тупоумец, бестолочь, безголовый, бестолковица, чокнутый, сумасшедший, ненормальный, кретин, дебил, дегенерат, мутант, мужлан, мужик, простак, простоватый, деревенщина, увалень, переросток, баран, козел, осёл, невежа, ротозей, лоботряс, фалалей, нескладеха, некумека, раззява, дырокол, несмышлёныш, шельма, шаромыжник, тетеря, вахлак, облом, разиня, ротозей, губошлёп, баклуша, мямля, жужжала, калабалык, рохля, чайник, юродивый, юрод, блаженный, гусёк, чурбан, бревно, дерево, дупло, шпала, полено, ворона, глупыш, баклан, лопух, вата, валенок, тулуп, сундук, сапог, туфля, помело, метла, бельмес, барабошка, чебурек, дятел, чалдон, чурка, долдон, шланг, зубило, маразматик, телепень, дуботол, дуботряс, чебурашка, Буратино, Шариков, чекмарь, тапочек, калоша, шут, скоморох, клоун…


Вы думаете — всё? Отнюдь: дубина стоеросовая, болван стоеросовый, осел на двух копытах, пень берёзовый, пень пнём, пень с глазами, больной на всю голову, голова баранья, голова дубовая, голова еловая, голова и два уха, голова садовая, дурья голова, малый не дурак и дурак не малый, простуженный на всю голову, дурак дураком, дурак и не лечится, дурак и уши холодные, круглый дурак, мозги в туалете оставил, набитый дурак, олух царя небесного, пустоголов, сибирский валенок, тупой как сибирский валенок, тормозная колодка, зашибленный, толоконный лоб, медный лоб… И все равно — очень далече до исчерпания… Потому что синонимов сотни и сотни…


Я глубоко убежден, что нет, никогда не было и никогда не будет «умных» и «глупых» народов. Везде и всегда рождаются нации со среднестатистическими задатками, своими мудрецами и глупцами, своими пророками и поэтами, и даже дети из первобытных племен вполне способны одолеть курс Гарварда и Йеля и, получив элитное образование, стать современной элитой. Ибо природное «распределение по уму» — словосочетание режущее слух, не определяется местом рождения, но только исторической генетикой и социальными факторами. Гениев можно «потушить», если они родились в гетто, а дуракам противоестественный отбор, идущий в авторитарных и тоталитарных странах, порой позволяет дорваться до вершин власти. Но, повторяю, природа производит умных и дураков по одним и тем же неведомым законам, одинаково действующим на всей территории планеты Земля.


В книге «Русский характер» я особо отметил талантливость русского народа, гениям которого посвятил множество книг. Почему же тогда в русском языке такое невероятное обилие синонимов слова «дурак»? Я не знаю, исследовал ли кто-нибудь эту проблему до меня, но хочу предложить собственный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.


Для этого надо ввести в оборот словосочетание «производство дураков», может быть даже — «индустрия производства дураков». Эти словосочетания сегодня так же актуальны, как скажем «утечка мозгов» или понимание первостепенной важности концентрации ума для быстрого экономического роста. Американский экономист Пол Ромер получил Нобелевскую премию 2018 года за то, что ярко продемонстрировал связь быстрого экономического роста с инновациями, то есть — с количеством продвинутых и талантливых новаторов, способных производить новые идеи, знания и технологии.


В передовых странах создана масса программ, нацеленных на создание оранжерейных условий, снова-таки извините за словосочетание, для «производства талантов»: поиск их по всему миру, создание специальных школ и стипендий для вундеркиндов, льготы для топ-выпускников школ и элитных университетов, массовое открытие стартапов стэнфордского типа и т.д. Этот процесс запущен недавно, но плоды его говорят сами за себя: скажем, только в Силиконовой долине сегодня работает 1000 (!!!) стартапов, связанных с единственной проблемой — созданием и использованием искусственного интеллекта… Я уж не говорю о том, что крупнейшие фирмы мира затрачивают по несколько миллиардов долларов в год (!!!) на, так сказать, «фирменную науку», творимую лучшими специалистами мира…


Какое отношение имеет всё это к теме моего эссе? Прямое! Точно так же как можно создать «индустрию производства умных» (режет слух?) в мире давно уже работает мощнейшая индустрия по производству «дураков», или, говоря точнее, индустрия, направленная на сознательное снижение интеллектуального уровня некоторых народов.


Прежде чем разъяснить эту мысль, приведу показательный пример. Когда к власти в государстве, ведомстве, фирме приходит дурак, то, как правило, он окружает себя еще большими дураками, дабы хоть как-то «выглядеть» на их фоне. И, наоборот, умный руководитель окружает себя более умными работниками, понимая зависимость результатов работы от количества и качества их идей. Потому-то государства и предприятия с дурными руководителями приходят в упадок и «загибаются», а с умными — процветают. Это — трюизм…


На нашей планете легко просматривается то и другое. В чистом или рафинированном виде сказанное ярко иллюстрирует корейский полуостров — один народ и два государства — государство процветания и государство голодухи: достаточно вспомнить, что так называемый «Трудный поход», продолжавшийся в КНДР с 1995 по 1999 годы, унес до 3 миллионов жизней голодающих северокорейцев (до 15 % населения страны), и что именно в эти годы Республика Корея начала мощный рывок в первую десятку самых процветающих стран мира, экономически опередив при этом на маленьком-маленьком и безресурсном полуострове грандиозную во всех смыслах Россию…


Законный вопрос: а кому и зачем нужно искусственно создавать индустрию, направленную на снижение интеллектуального уровня собственного народа? Отвечаю: такая потребность возникает всякий раз, когда, в соответствии с принципом противоестественного отбора, власть в стране захватывают недоумки. По определению, окружив себя еще большими дураками, у них не хватает тямы создать процветающую страну, и для того, чтоб удержать бессменную грозную власть, им не остается ничего другого, кроме как быстрое понижение интеллектуального уровня народа. Потому что аксиомой бездарной политики является крылатая фраза: «Дураками управлять проще». Кстати, в России близкую мысль высказала императрица Екатерина II: «Пьяным народом легче управлять».


Правда, потом Сергей Капица уточнил: «Страной дураков легче управлять, но у нее нет будущего». А острослов в тему моей статьи добавил: «Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти».


Беря быка за рога, должен сказать, что одурачивать и дебилизировать народ много проще, нежели взращивать таланты и элиты. Да и средств оболванивания народа — пруд пруди: «великие и непобедимые учения», «власть народу, заводы рабочим, земля крестьянам, хлеб голодным!», «мудрые вожди», «невиданные успехи», «планы партии — планы народа!», «ум, честь и совесть нашей эпохи!», «победа коммунизма неизбежна!», «победа будет за нами!», «догоним и перегоним!», «первый Вася на Луне», «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», «всё для блага человека, всё во имя человека!», «Всё лучшее — детям!», «Братья навек!»


Даже несколько подзабытое, но весьма актуальное: «Руки прочь от братского народа!»…


Землю — крестьянам!
Заводы — рабочим!
Траву — наркоманам!
Денег — всем прочим!
Все на маевку! Стакан не забудь…
Чтобы покрепче лозунг загнуть!
Лысым — расческу!
Корявому — бабу!
К пиву студентам — камчатского краба!


Есть и другие средства одурманивания, прошедшие испытания в Европе: «дранґ нах остен», «всё для Германии», «воля народа», «народ и свобода», «за свободу и жизнь!», «с нами Бог», «кровь и почва», «кровь и честь», «один народ, один Рейх, один Фюрер», «хлеб и работу!», «дорогу молодым!» «долой засилие евреев», «чистота расы», «объединим немцев в один рейх», «нацисты — лучшие представители немецкого народа», «каждому свое», «победа или смерть!»


Еще эффективнее оказываются одурачивающие игрища на тему патриотизма или ксенофобии, которые очень точно в свое время описал Александр Иванович Герцен: «Патриотизм — это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе». А Борис Артамонов уточнил: «Идол «Родины» впервые за всю историю был взят на вооружение той прослойкой народа, которая ненавидит свободу, которая желает вернуться назад в рабство».


Мы знаем Чарльза Дарвина, как создателя теории эволюции, но он был широким мыслителем и, в частности, ему принадлежит афоризм «Невежество чаще рождает уверенность, чем знание», — максима, развитая позже Бертраном Расселом: неприятный недостаток нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, удалены от принятия решений.


В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг сформулировали принцип, согласно которому люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, тогда как действительно высококвалифицированные специалисты лишены возможностей им воспрепятствовать.


Для проверки выдвинутой гипотезы когнитивных искажений реальности Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии и выяснили, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
1. Они склонны переоценивать собственные умения.
2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.


К чему это я? — Это к проблеме неадекватности дураков: несчастные, одураченные пропагандой или одержимые примитивными идеями, неспособные понять и ощутить всю глубину и грандиозность реальности, они выстраивают в своем сознании примитивные, химерические или утопические картины мира, а затем, если им удалось дорваться до власти, начинают свою разрушительную деятельность по зомбированию своего народа. И, как мы знаем из истории, это им не только удается, но приемники периодически «повторяют» следующий цикл одурачивания через мощную государственную машину информационной обработки сознания масс, достигая при этом невиданных и невероятных результатов — как, скажем, в той же Северной Корее…



Другие статьи в литературном дневнике: