Банальность зла

Игорь Гарин: литературный дневник

Дожил до понедельника, который прожил бессмысленно, но забавно.
Сначала побывал в Следственном комитете, где в качестве свидетеля отвечал на вопросы, связанные с возбуждением 30 июля уголовного дела «об организации массовых беспорядков» в Москве 27 июля.
Затем оформлял протоколы в ОВД о своем 9-часовом задержании 3 августа.
Но сначала о главном, об «уголовщине». Ею занимались неожиданно прибывшие в наше ОВД несколько следователей из СК, которые не успели поработать со мной в субботу, я упрямо отказывался от свидания с ними без получения повестки. Мне вручили ее, ближе к полуночи 3 августа, когда все слишком устали, в том числе и следователи))
Для начала в тот день мы с моими друзьями, которых запихали в автозак, сразу в ОВД заявили об отказе «откатывать пальчики»(дактилоскопия), делать фото в фас и профиль, сдавать пробы на ДНК. Это было воспринято спокойно, мол, не хотите, ну и не надо…
Отказались мы и сдавать телефоны.
А сегодня в СК никто не спрашивал, участвовал ли я в акции 27 июля. Очевидно, поскольку заявил, что пользуясь правом, предоставленным ст. 51 конституции РФ, я могу не отвечать на вопросы, чтобы не свидетельствовать против самого себя.
Не брали с меня и подписку о неразглашении.
Следователь, ничуть не удивляясь и не теряя времени, сразу предложил мне опросник, где я мог оставить свой автограф в графе под каждым вопросом: «в настоящее время желаю воспользваться статьей 51 Конституции РФ».
Самые интересные вопросы звучали так:
— Поясните, кто и при каких обстоятельствах финансировал Ваше участие в митинге?
— Поясните, какие предметы Вы брали с собой на митинг, брали ли оружие…,дымовые шашки, балаклавы, рации, громкоговорители?
— Что Вы скандировали,к чему призывали,к кому обращались?
— Кто в Вашей группе являлся лидером,к каким действиям он призывал, и что скандировал?
— О каких фактах насилия со стороны митингующих Вам известно?
Всё вежливо и на «Вы». Я таял от удовольствия…
Такие вопросы следкомом предписано задавать всем задержанным 3 августа. Как мне сказал помощник одного из следователей, существует разнарядка, каждое межрайонное отделение СК по Москве обязано допросить по 40 свидетелей, авось кто-нибудь расколется и сообщит, что ходил по центру Москвы 27 июля за деньги.


Удалось выяснить и авторов этих вопросов, — профессионалы по борьбе с терроризмом в СК из так называемого «бандитского отдела», те, которые «работали по Норд-Осту» и другим громким терактам. Действительно ли эти бесстрашные люди убеждены, что участники протестных митингов выходят на них только за деньги? — один из следователей, с которым удалось сегодня поговорить на отвлеченные темы, отвечать не стал.
Говорить с ним о морали и нравственности, объясняя, что он участвует в неправедном деле, возбуждая взаимную ненависть среди соотечественников, было излишним, он всё и про всех, в том числе, про свое высокое начальство, хорошо понимал.
И вообще, он был на службе, где приказы начальства не обсуждаются.
Так будет создаваться свидетельская база «доказательств» для клепания «дела 27 июля». Если учесть, что среди 17 упакованных вместе со мной в автозак было больше половины людей случайных, не ухом ни рылом не имеющих отношения ни к акции 27 июля, ни к акции 3 августа, да и ни разу ни слыхавших о них, то при необходимой обработке и в отсутствие адвокатов, получить от них нужные показание — всего лишь дело техники.
Моими коллегами по автозаку были двое продавцов Яндекс-еды вместе со своими желтыми саквояжами, дагестанец и узбек из Кыргызстана, горевавшие из-за того, что были вынуждены пропустить, находясь в ОВД, вечерний намаз,— а это большой грех. Еще трое парней, путешествующих автостопом из Перми и Ижевска в Сочи, в одном из рюкзаков которых был обнаружен туристский топорик(вопрос про оружие, пронесенное на митинг, помните?).
Отдельный вопрос, как они эти рюкзаки проносили через камеры в метро…, сказали, что спокойно. Также двое парней выразительной наружности с татушками на всех видимых частях тела, у одного из с собой было два пистолета-травмата, на которые было разрешение, у второго только нож. Был юноша из Белоруссии, который неудачно выскочил без документов из хостела на Маросейке в аптеку за лекарством от гайморита.
И даже несовершеннолетний мальчишка 17 лет, за которым быстро приехал папа…
Второй акт этого «Марлезонского балета» сегодня проходил в ОВД «Восточное Измайлово». Тут все было прозаично. Я получил на руки протокол об административном правонарушении, согласно которому «с 14-00 до 17-00 3 августа
гражданин Дубнов А.Ю.в группе граждан около 50 человек на Славянской площади в Москве ,привлекая внимание граждан и СМИ, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги «Допускай!», «Это наш город!»,"Мы здесь власть!».
То есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга…"
Нам было «неоднократно, посредством звукоусиливающего устройства «Мегафон»,было разъяснено , что митинг не согласован с органами исполнительной власти, и озвучивались требования покинуть место несогласованного публичного мероприятия». Но я «в составе указанной группы граждан на них не реагировал».
Это уже следует из рапорта о моем задержании в 14-30, подписанного командиром взвода 1-ой роты 5-го батальона 2 ОПП ГУМВД России по г. Москве лейтенантом А.Ю.Мамеевым.
Когда в ОВД я возражал, что это исключительно лживый рапорт: я не мог скандировать с 14 до 17 часов лозунги на Славянской площади, поскольку уже ровно в 14-00 был препровожден в автозак на Маросейке напротив посольства Белоруссии, — полицейские делопроизводители только разводили руками.
Тогда я добавил, что я не мог одновременно кричать лозунги на Славянской и давать интервью различным СМИ(«Эхо Москвы», телеканал «Дождь», «БизнесФМ», «Новая газета») сразу после того,как в 14-20 выложил селфи в фейсбук из автокзака.
Полицейские и тут разводили руками…
Тогда я пообещал в суде продемонстрировать доказательства в свою защиту.
Полицейские только улыбнулись, мол, пожалуйста, это Ваше право, и снова развели руками…
Мой товарищ по автозаку и вообще пытался объяснить им, что нехорошо оформлять документы в суд на основе лживых рапортов, вы же участвуете в правовом беспределе. Ответом ему были сочувственные улыбки.
Уже дома моя образованная жена сказала, вспомнив Ханну Арендт, — так выглядит банальность зла.
Аркадий Дубнов


ОСТАНОВИТЬ СИЛОВОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В МОСКВЕ!
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ


Мы, представители правозащитного сообщества России, тщательно анализируя события в Москве, происходящие на фоне подготовки к выборам в Московскую городскую думу, вынуждены заявить:
Совокупность действий должностных лиц, направленных на недопуск оппозиционных кандидатов-самовыдвиженцев к участию в выборах, на пресечение мирных протестных выступлений и преследование, в том числе судебное, их организаторов и участников, являются прямым посягательством на основы Конституционного строя РФ и создают предпосылки для возникновения политического кризиса на фоне резкого падения уровня легитимности городских властей.
12 июня, в День России, на мирной акции в поддержку журналиста Ивана Голунова и других граждан, преследуемых по политическим мотивам, представители силовых структур применили непропорциональное насилие по отношению к пришедшим на акцию мирным гражданам, предприняв попытку их разгона. По данным независимого портала ОВД-Инфо, всего в День России было задержано около 530 человек, среди которых не менее 20 несовершеннолетних.
События 12 июня стали своеобразным прологом к тому, что происходило уже на фоне избирательной кампании в Московскую городскую думу, и связаны с массовыми отказами в регистрации оппозиционным кандидатам. Окружные избирательные комиссии, а вслед за ними Мосгоризбирком, проявили очевидную ангажированность. Нагло поправ законодательство путем подтасовки данных и фальсификации результатов проверки подписей, работники избиркомов забраковали критическое количество подписей, собранных кандидатами от несистемной оппозиции. В частности, многочисленные публикации в СМИ информировали общество о том, как подписи реальных людей объявлялись недействительными, а люди – умершими или несуществующими. Подписи не признавались действительными даже в тех случаях, когда люди, в том числе известные и публичные, приходили на собрания избиркомов и подтверждали свою подпись.
Все эти обстоятельства вызвали мощную волну общественного возмущения и протеста со стороны кандидатов от оппозиции, которые призвали москвичей поддержать их в этой борьбе и выйти на мирную массовую акцию протеста 14 июля, которая состоялась у Центризбиркома, а потом переместилась на Трубную площадь. После этого в течение нескольких дней регулярно проводись встречи кандидатов со своими сторонниками на Трубной площади. Эти встречи проходили мирно и спокойно.
20 июля на проспекте Академика Сахарова состоялась согласованная акция в поддержку кандидатов от оппозиции, собравшая, по оценкам независимых наблюдателей, около 21500 человек. Митинг 20 июля стал крупнейшей согласованной акцией после 2012 года, и доказал наличие реальной поддержки несистемной оппозиции среди москвичей.
Однако требования граждан не были услышаны. Прошедшая 23 июля встреча независимых кандидатов, которым было отказано в регистрации на основании выбраковки подписей, с главой ЦИК Эллой Панфиловой длилась почти четыре часа и до настоящего времени не привела к конкретным результатам.
Сразу после этой встречи все жалобы кандидатов в Мосгоризбирком, к возмущению их самих и их сторонников, были отклонены, а по итогам акции 14 июля Следственный Комитет России, солидаризуясь с возмутившими общественность решениями Мосгоризбиркома, инициировал уголовное дело о «воспрепятствовании работе избирательной комиссии» с крайне абстрактными обвинениями. На основании этого уголовного дела заработала репрессивная машина. В течение трех последующих дней у независимых кандидатов проходили обыски в жилищах и в избирательных штабах. Кандидатов вызывали на допросы, некоторых из них, а также работников штабов и обычных активистов, подвергли задержаниям и административным арестам на длительные сроки (от 10 до 30 суток) в связи с участием в мирных собраниях на Трубной площади или размещением публикаций об этих собраниях в социальных сетях. Напомним, что собрания, по законодательству РФ, не требуют согласования.
Такие действия столичных правоохранительных органов не только усиливали возмущение граждан, но и лишали их всякой надежды на защиту своих политических прав.
27 июля в центре Москвы состоялась стихийная акция, на которой присутствовали как граждане, так и немногие оставшиеся на свободе независимые кандидаты, а также ряд политиков и правозащитников. Эта акция была несогласованной, и, не смотря на ее абсолютно мирный характер, она была жестко разогнана силами столичной полиции. Тверская улица была полностью перекрыта, а в ходе разгона применялись рассечение, выдавливание, блокирование толпы, жесткие и неизбирательные задержания. На Трубной площади большую группу граждан окружил ОМОН и, не позволяя никому выбраться из этого окружения, начал массовые избиения и задержания. В общей сложности за 27 июля, было задержано около 1400 человек, среди которых были и случайные прохожие, и более 200 человек было оставлено ночевать в полиции, что стало мрачным рекордом наших дней.
Спустя всего пару дней, 30 июля, Сергей Собянин открыто поддержал действия силовиков и одновременно со Следственным Комитетом Москвы объявил, что на акции 27 июля были массовые беспорядки. Но если Собянин писал в твиттере, то Следственный Комитет возбудил реальное уголовное дело об организации массовых беспорядков, и по этому делу уже прошли задержания, обыски и допросы, предъявлены первые обвинения.
В продолжения выбранной линии, с целью закрепления обвинения в массовых беспорядках, во время очередной мирной акции протеста, проводившейся в форме массовых гулянии по бульвара в центре Москвы 3 августа 2019 года, правоохранительные органы продолжали нападать на мирных граждан, выхватывая случайных людей, применяя силу и спецсредства, пытаясь спровоцировать сопротивления. Однако граждане 3 августа 2019 года старались избегать контактов с полицией, и спровоцировать их на ответную агрессию не удалось. Тем не менее, в этот день было задержано 1001 человек, и во многих отделах полиции задержанных подвергали дактилоскопии, допросам со стороны сотрудников Следственного Комитета, в рамках так называемого плана «Крепость» не допуская к задержанным адвокатов и защитников. В ряде случаев в ходе допросов у задержанных «изымались» телефоны.
Изучив данные события, мы заявляем, что нигде на территории Москвы ни 27 июля, ни 3 августа, ни в любой другой день не было ничего даже отдаленно напоминающего массовые беспорядки, обязательным признаком которых является открытое и массовое насилие со стороны агрессивной толпы, сопровождающееся уничтожением имущества – перевернутыми автомобилями, поджогами, разбитыми витринами, и тому подобным.
При таких обстоятельствах мы констатируем, что ряд должностных лиц, список которых включает представителей СК Москвы, мэрии Москвы, сотрудников избирательной комиссии Москвы и высшего руководства правоохранительных органов, в совокупности, и не исключено, что в сговоре, совершили действия, направленные против основ Конституционного строя РФ, приводящие к очевидному массовому нарушению политических и гражданских прав москвичей.
На основании изложенного, мы выдвигаем следующие требования:
1. Требуем немедленного прекращения репрессий как в отношении кандидатов, которым отказано в регистрации на выборах в Мосгордуму, так и в отношении всех участников массовых протестных выступлений в Москве в период с 14 июля по настоящее время. Уголовные дела по ст. 141 и 212 УК должны быть прекращены, отбывающие арест кандидаты и активисты – освобождены.
2. Требуем, чтобы ЦИК зарегистрировал всех кандидатов от оппозиции, собравших подписи для участия в выборах, а иные представители власти не препятствовали проведению ими избирательных кампаний. Альтернативой такому решению может быть только отмена выборов в Московскую городскую думу и назначение новой даты их проведения с учетом упразднения подписных фильтров для потенциальных кандидатов.
3.Мы обращаемся к государственным правозащитным институтам: УПЧ РФ, Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с просьбой квалифицировать действия силовиков на улицах Москвы, мэра Москвы, а также избирательных комиссий как антиконституционные и противоправные и в срочном порядке выпустить по этому поводу заявление.
4. Мы обращаемся к президенту РФ Путину с требованием выполнить свои прямые обязанности как гаранта соблюдения прав человека и Конституции РФ и вмешаться в антиконституционный процесс, развивающийся в связи с подготовкой к выборам в Московскую городскую думу.
Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской Группы;
Светлана Ганнушкина, правозащитник;
Лев Пономарев, правозащитник;
Николай Сванидзе, журналист, телеведущий, правозащитник;
Наталия Евдокимова, секретарь правозащитного совета Санкт-Петербурга;
Сергей Кривенко, координатор движения «Гражданин и Армия»;
Андрей Бабушкин, председатель комитета «За гражданские права»;
Зоя Светова, журналист, правозащитник;
Людмила Вахнина, член Совета правозащитного центра «Мемориал»;
Вячеслав Бахмин, сопредседатель Московской Хельсинкской Группы;
Лидия Графова, правозащитник, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»;
Юрий Нестеров, член Правозащитного Совета Санкт-Петербурга;
Правозащитный совет Санкт-Петербурга (весь состав).
Заявление поддержали:
Лия Ахеджакова, актриса, народная артистка РСФСР;
Дмитрий Быков, писатель;
Людмила Улицкая, писатель;
Владимир Познер, журналист;
Ирина Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение»
Михаил Ефремов, актер, режиссер, заслуженный артист РФ;
Леонид Гозман, президент Общероссийского общественного движения «Союз правых сил»;
Лев Прыгунов, народный артист России;
Сергей Алексашенко, экономист;
Николай Подосокорский, публицист, литературный критик;
Эмилия Слабунова, Председатель партии «ЯБЛОКО»;
Игорь Яковенко, журналист;
Юрий Богомолов, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ, кино— и телекритик;
Гарри Бардин, мультипликатор, режиссер, сценарист, актер;
Андрей Смирнов, кинорежиссер, народный артист России
Юрий Гиммельфарб, журналист;
Лев Гудков, Директор Аналитического Центра Юрия Левады;
Андрей Нечаев, российский государственный деятель, учёный-экономист;
Александр Белавин, физик, член-кор. РАН;
Дмитрий Зимин, Учредитель премии «Просветитель»;
Татьяна Романенко, журналист.
P.S. Инициаторы данного заявления призывают всех сограждан принять участие в мирном протестном мероприятии 10 августа, начинающегося с 14:00 на проспекте Сахарова.



Другие статьи в литературном дневнике: