Что происходит прямо на наших глазах?

Игорь Гарин: литературный дневник

Сегодня неискупленное преступление коммунизма возвращается призраком нового мирового конфликта. Сможет ли Европа что-то сделать с этим?


Фрагмент выступления Мирослава Мариновича (правозащитника, члена-основателя Украинской Хельсинской группы, проректора Украинского католического университета) в рамках телемарафона «Мир и война», организованного Украинским ПЕН-клубом и Национальным университетом «Киево-Могилянская Академия»


Время от времени в Интернете можно встретить выражение: «Мертвые хватают живых». Эти слова мне всегда вспоминаются, когда я думаю о неискуплённом преступлении советского коммунистического режима, об истории Второй мировой войны. Сразу после войны, когда человечество еще вытирало кровавый пот со своего лба, Европа единодушно провозгласила лозунг: «Никогда больше!».
Однако прошло 75 лет, и в международной политике мы слышим еще не высказанное, но уже очевидное: «Можем повторить!». Что случилось? Почему надежды на глобальное развитие демократии пришли в упадок, а мир готовится извлечь из подвала антикварный граммофон и запустить старую пластинку национальных эгоизмов и насилия?


Причина, на мой взгляд, кроется, в частности, в мине замедленного действия, заложенной в 1945 году в Ялте. Ялтинская система европейской безопасности замолчала тот факт, что в бесовском танго сентября 1939-го участвовали двое - гитлеровская Германия и сталинский СССР. Это они начали Вторую мировую войну, но наказанным за это оказался только нацизм. И интересно проследить за тем, как менялось применение вечной формулы: «Друг моего врага - мой враг, враг моего врага - мой друг».


Сначала эта формула означала, что друг и союзник нацистской Германии - СССР - является соучастником агрессии, а потому - врагом человечества. Именно за это их обоих исключили из Лиги Наций. Но после того, как два тоталитарных монстра сорвали свое партнерство в переделе мира и сцепились друг с другом, акценты изменились.


Начала действовать вторая часть упомянутой формулы, а именно: «Враг моего врага - мой друг» - и со-зачинщик войны стал победителем над нацизмом и спасителем человечества.


Однако забвение коллаборационизма СССР с гитлеровским режимом - это не единственная несправедливость истории. Под пурпурной тогой победителя были скрыты и забыты почти три десятилетия кровавой коммунистической диктатуры. Поэтому в памяти человечества сегодня пульсируют преступления Аушвица и Треблинки, Герники и Бухенвальда, тогда как преступления ГУЛАГа и Голодомора, Соловков и Катыни вроде бы не имеют своих исполнителей. А в России их вообще считают оправданными.
Так апокалиптическое зло приобрело вид спасительного добра. И улыбающийся uncle Joe - дядюшка Иосиф - со своей неизменной трубкой стал символом победы над нацизмом, а не символом кровавой тирании, которая унесла в ХХ веке больше невинных человеческих жизней, чем это сделал нацизм. Ведь были ещё и послевоенные репрессии, косившие невинных людей. На идеологической формуле: «Нацизм - абсолютное зло, а коммунизм - победитель этого зла, а потому - добро» в Ялте была выстроена вся послевоенная система мировой безопасности.


Не знаю, можно ли было тогда сделать иначе. Пожалуй, нет: политика - это искусство возможного. Но оказалось, что преступление уходит в прошлое только тогда, когда преступник осужден и раскаялся. Иначе преступление остается в общественном организме ядовитыми зернами, которые в определенное время прорастают вновь новыми трагедиями. Именно это и происходит сегодня на наших глазах.
Очевидная иллюстрация - реинкарнация чекистского режима в России, для которой образцом стал сталинский режим. В начале 1990-х годов коммунистическая элита только поменяла идеологические флаги, и мало изменила свою суть. Сегодня зараженные клетки разрослись в целую раковую опухоль, которая не только НЕ рассасывается сама по себе, но и заражает весь мир. И одиозное «победобесие» является жизненно необходимым Кремлю, чтобы люди не задумались, из каких зёрен вырастают нынешние рецидивы деспотии и почему призрак ненаказанного и нераскаявшегося коммунистического преступника снова, хотя и под другими флагами, вышел гулять по всему миру.


Нынешняя мировая турбулентность настолько велика, что уже очевидно: эпоха Ялты исчерпала свой исторический ресурс. Понимает это и Путин - в конце концов, это он, напав на Грузию и Украину, начал демонтаж старой геополитической конструкции мира. Однако цель его - не нахождение нового мирового порядка с учетом распада СССР и освобождения когда-то подневольных народов, а наоборот - «Ялта-2», то есть переорганизация давнего передела мира, чтобы всё постсоветское (а желательно - и постсоциалистическое) пространство снова возвратились в сферу влияния России.
К сожалению, сегодня не видно, чтобы мир нашел вакцину от этой заразы. Старая Европа, как и прежде, не хочет жертвовать своим благополучием ради защиты мировых ценностей и все больше готова заключать новые мюнхенские договоры - на этот раз с Россией. Чуть ли не в каждом государстве Европы активизировались политические силы, которые устали от мультикультурализма, плюрализма и либеральных свобод. Их снова пьянит культ силы и «твердой руки» - а пандемия коронавируса только этому способствует. И вообще, не хватает только феерического хвоста кометы Галлея, чтобы человечество осознало: оно стоит на пороге новых трагических испытаний.
Так сегодня неискупленное преступление коммунизма возвращается призраком нового мирового конфликта. Удастся ли Европе осознать ту истину, что консенсуса в вопросах военной и энергетической безопасности достичь не удастся, пока не будет достигнут новый консенсус в вопросе исторической памяти, а затем и осуждения коммунизма во всех его инкарнациях?


Конфликт различных исторических памятей запутал весь корпус международных и межгосударственных отношений в Европе. К тому же он беспощадно терзает и украинское общество. Я убежден, что этот конфликт имеет не только политико-идеологическую, а прежде всего этическую природу и связан с нераскаянностью за преступления коммунизма.


Мирослав Маринович, перевод на русский - Александр Кравченко



Другие статьи в литературном дневнике: