Вот и конец истории.

Игорь Гарин: литературный дневник

Вот и «конец истории». Одна деталь, которая все меняет для России и Беларуси


Есть одна новейшая тенденция, пока, видимо, заметная лишь теоретикам, но способная иметь очень серьезные последствия.


Я о возрождении авторитаризма на территории Европы. В частности, о российском и белорусском режимах.


Прошу понять меня правильно. И режим Путина, и режим Лукашенко называли авторитарными очень давно, и по существу в них ничего именно сейчас не изменилось. В то же время, при всей своей авторитарности они долгое время заботились о сохранении демократического фасада, хотя эти демократии и были имитационными.


Проводились выборы, а если отменялись или переносились, то на основе законов или изменений в Конституцию. Однажды Путин даже «рокирнулся» с Медведевым, чтобы соблюсти конституционные требования.


А любые нарушения демократических норм грамотно вписывались в существующую формально демократическую базу.


Конечно, здесь выразительное отличие между Беларусью, где режим Лукашенко давно начал отвергать демократические «условности» и Россией, где долгое время довольно успешно играли в «имитацию».


Не допустили определенных политиков к выборам? У них с документами проблемы. Посадили оппозиционера? Так он там что-то украл и обманул некую пенсионерку. Закрыли оппозиционный канал? Но это же чисто бизнес дела. Зато смотрите. Вон у нас плюрализм — куча партий. Жириновский с Зюгановым по ТВ выступают. Вон — выборы. Тяжелая борьба. Целых пять партий в парламенте и т. д.


Однако в последнее время от этих игр отказываются. Появляются законы, которые именно на правовом уровне ограничивают свободу слова. Внедряются откровенно политические ограничения для участия в выборах. Осуществляются откровенно политические аресты. Никто не пытается «приписать» политическим обычный криминал или коррупцию.


Не удивлюсь, если скоро там отменят выборы, ликвидируют парламенты, впишут государственную идеологию в Конституцию. Это будет абсолютно логично.


Еще интересно, что отказ от имитационной демократии совпадает с запуском Северного потока — 2. Очевидно, раньше имитация рассматривалась как необходимое условие сотрудничества с «западными друзьями», ведь от них, объективно говоря, Россия зависит, и довольно сильно.


Однако теперь, похоже, ее готовы «любить» любой. И скрепной, и агрессивной, и оккупационной, наконец — просто авторитарной на уровне какой-то Бирманской военной диктатуры.


Вот вам и «конец истории».


Петр Олещук



Другие статьи в литературном дневнике: