Марта Кетро"Совсем скоро и без видимых причин, придёт осень, которой не ждали. Она заявится, как Алиса, со здоровенным блестящим офигенным ножом и очень, очень тебя удивит. Просто очистит яблочко и уйдёт, забрав меня с собой."
Всем полумифическим персонажам, о которых сообщает нам история, я предпочитаю Казанову. Дон Жуан, который мог бы составить ему конкуренцию, создавал слишком мрачную сказку. В его победах было мало веселья и много горечи для женщин, интрижки слишком часто превращались в трагедии, разрушая репутации и судьбы. Казанова же считал своим долгом делать своих мимолётных подруг счастливыми. Праздник мог длиться несколько ночей или часов, но был обставлен как романтическое приключение, оставляя даме чувство избранности. Казанова искренне дарил каждой ощущение уникальности - пусть ненадолго, но отдавался полностью, не позволяя небрежности даже с куртизанками.
Однажды в 1749 году, в Мантуе, Казанова встретил женщину, переодетую в мужское платье. Она путешествовала со случайным любовником, с которым у них не было даже общего языка (он венгр, она француженка), имела короткие пшеничные волосы и очень женственное тело. После некоторых уговоров она согласилась сменить попутчика. Генриетта была на десять лет старше Казановы, но это ничего не значило. Любовь часто прячется между смехом и одиночеством, пишет биограф Казановы. Генриетту отличало едкое и слегка непристойное чувство юмора, и оба они были бродягами. Она оказалась весёлой спутницей, хорошим музыкантом, способным выступить на сцене, - а Казанове было важно иметь блестящую возлюбленную. И она стала единственной женщиной, которой разрешалось над ним подшучивать. Их соединила не только страсть и романтика, но и дружба, и они много смеялись вместе. Они расстались в отеле Des balances. "В течение последних двадцати четырех часов мы могли только плакать. Генриетта не питала надежд и иллюзий. Она просила меня не узнавать о ней и сделать вид, будто я не знаю ее, если когда-нибудь встречу", говорит Казанова в своих мемуарах. Она написала ему записку: "Я, моя единственная любовь, вынуждена оставить Вас. Не добавляйте себе горя, думая обо мне. Лучше радоваться тому, что нам удавалось быть счастливыми в течение трех месяцев подряд; немногие смертные могут сказать то же самое". И ещё она нацарапала бриллиантом на оконном стекле гостиничной спальни фразу "Tu oublieras aussi Henriette" - "Ты забудешь и Генриетту". Казанова рыдал и клялся, что не забудет никогда.
Кажется, что фраза, просуществовавшая на стекле в Des balances до 1828 года, оказалась правдой - упустил, забыл... Но в мемуарах Казановы Генриетте посвящены самые пронзительные страницы, и настойчивое троекратное повторение лишь подчеркнуло, что время может размыть и человека, и его память, но любовь пишет алмазом на стекле и надолго переживает самих любовников, сберегая их души.
© Copyright: Лия Романова, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|