О культурной идентичности постсоветского этносаНа плодотворные культурологические размышления навели на меня сетевые фото нового туалета на Киевском вокзале города Москвы, где , по аналогии со звездными именами на асфальте европейских городов, расположены звезды с портретами видных оппозиционеров, большинство из которых знаменито также и свои художественным творчеством. Звезды расположены так, что входящие неизбежно попирают их ногами, особенно если пользуются писсуаром. Как это можно прокомментировать? Различные ритуальные действия, связанные с попиранием ногами, а также с опорожнением желудочно-кишечного тракта и мочевыводящей системы характерны для субкультуры заключенных уголовников в СССР и позднее на постсоветском пространстве. Из тюремного фольклора и мемуаров мы знаем, что новичка в камере испытывают, положив чистое полотенце на порог: вытрет сапоги – свой, обойдет – фраер и лох. Но особенное, практически сакральное, место занимает так называемая параша (кто не знает – это отхожее ведро в прошлом и унитаз в нынешнем). Этому предмету поклоняются уголовники, так как он является магическим средством «опускания» кого-нибудь. Далее «опущенные» занимают низшее место в тюремной иерархии: они выполняют самую грязную работу, им достаются самые тощие куски и так далее. «Ваше место у параши» - поговорка из тюремного быта, нашедшая широкое применение на просторах СССР и РФии. Наследники СССР, так называемые «православные активисты» также пользуются бросанием фекалий во время своих акций. Стоит вспомнить, что когда глава государства сказал в свое время "мочить в сортире", вся страна поняла, что это значит, и заревела от восторга. Блатная феня давно и органично вросла в беднеющий русский язык. Предполагаю, что по мысли проектировщиков данного общественного санузла, идейное и художественное значение сего шедевра в области отечественного дизайна (из европейских материалов) должно означать «опускание» оппозиционеров. После этого они уже точно займут низшее положение в российской общественной иерархии, на вершине которой сияет всемогущий Пахан. Надежды на магическое действие данного архитектурного акта выдаются теми воплями одобрения и восторга, которыми встретило данное событие российское общество. Поиск культурной идентичности – важнейшая проблема современной России. Россиянину лихорадочно предлагаются в качестве оной березки, квас и баранки. Местами хоругви и кресты. Но это все не так клево, как свое, зэковское. Понятное. В стране, живущей по понятиям, необыкновенно востребованы такие ясные и понятные ритуалы. Напрашивается вывод, что уголовщина – это российское все. Недаром прозвище «ватники» (униформа рабов ГУЛАГА) так прижилось. Вот почему нормальный человек идентифицирует себя сегодня вне этого общества. © Copyright: Марина Балуева, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|