Свобода слова и чувства верующих

Геннадий Гасилов: литературный дневник

Фактура. Французский журнал «Шарли Эбдо», ссылаясь на свободу слова, систематически печатает карикатуры на Посланника Мухаммеда, которые оскорбляют чувства верующих мусульман. Некоторые мусульмане, приехавшие в светскую Францию за лучшей жизнью, совершают убийства французов причастных по их мнению к оскорблениям их религиозных чувств.


Многие люди говорят, что нельзя убивать людей и что нельзя оскорблять чувства верующих. В России убийство людей и оскорбление чувств верующих являются уголовными преступлениями.


Расставим приоритеты понятий "убийство", "свобода слова" и "чувства верующих", используя иерархическую пирамиду потребностей человека Абрахама Маслоу (ИППЧ). Пирамиде потребностей А.Маслоу соответствуют пирамиды ценностей и прав человека.

Только живой человек имеет потребности. Смерть человека ведёт к исчезновению его потребностей.

Потребность человека в продолжении собственной жизни и вида Homo Sapiens является главной потребностью человека и главной причиной возникновения всех его других потребностей. Убийство человека допустимо только при создании им смертельной угрозы другим людям.


На 1-м базовом уровне ИППЧ А.Маслоу лежат физиологические потребности — потребности в пище, одежде, жилье.


Право на свободу слова связано с потребностью обеспечения безопасности человека и людских групп. Молчащий человек никому не сообщит о надвигающейся опасности. Потребность в безопасности располагается сразу над физиологическими потребностями человека (2-й уровень ИППЧ). Потребность в свободе слова является материальной потребностью человека и общества.


Чувства верующих связаны с духовными потребностями человека в любви и в принадлежности к религиозной группе (3-й уровень ИППЧ) и потребностью в уважении (4-й уровень ИППЧ).


Если считать потребности человека (и соответствующие им ценности и права) с низшего уровня ИППЧ более важными для человека и общества, чем потребности (и соответствующие им ценности и права) с высшего уровня, то можно сделать важные теоретические выводы.


1. Духовные потребности базируются на материальных, а не наоборот. Материальные потребности у человека были всегда, а религиозные потребности и чувства возникли только с появлением религий.


2. Потребности 3-го и 4-го уровня ИППЧ не имеют приоритета над потребностями 1-го и 2-го уровня и, тем более, над потребностью человека в сохранении своей жизни.


3. Потребность в свободе слова преобладает над потребностью верующих в уважении их чувств.


Именно такой подход к иерархии потребностей (и соответствующих ей иерархиям ценностей и прав) и реализуется во Французской республике. Свобода слова для французского государства важнее чувств мусульманских верующих. Вот почему светская Французская республика защищает право журналистов «Шарли Эбдо» на публикацию карикатур на Посланника Мухаммеда, который был не только великим Пророком, но и смертным человеком.


Светская Франция руководствуется следующей простой логикой. Если сегодня государство пойдёт на поводу чувств верующих одной из религий, оскорблённых свободой слова, то завтра придётся признать превосходство её догматов над догматами всех других религий, а послезавтра согласиться с физическим истреблением атеистов и верующих всех других религий.


Российский закон и законы других стран не изымают экстремистские высказывания из текстов религиозных Священных книг. Верующие люди при попустительстве священнослужителей часто воспринимают такие высказывания как руководство к практическим действиям. Закон должен наказывать не только фанатиков, совершивших уголовные преступления на религиозной почве, но и их религиозных наставников за соучастие.



Другие статьи в литературном дневнике: