зачем нужен идеал

Ията Мбыл: литературный дневник

єтика Аристотеля отличается от христианской и в некоторsх местах диаметрально, но я попытаюсь показать нечто общее и важное:


"нет у нас царя, кроме кесаря" - отвечают первосвященники и тогда Пилат решает распять Этику, Идеал, Бога, унизить их. Перекликается с Жан-Жаком Руссо, где он пишет, что если бы люди могли заглянуть в сердца других людей, то вели бы себя ниже, тише, незаметнее, от себя добавлю: так, как униженная этика на кресте. Этим бы и побеждали. В Жан-Жака есть рассказки об этом еще, например, он сознается в том, что он прохвост и получает покровительство нужных людей.

В Аристотеля же счастье не совсем и счастье без величия и величие есть добродетель. И много еще, к примеру о щедрости: в христианстве всьо раздай нищим, в Аристотеля - это чванство, а щедрым верно быть только со щедрыми и это добродетель.


Но в Аристотеля есть высшие добродетели и высшее счастье и это уже то же самое, что в христианстве:
Царя ли вашего распну? - Нет у нас царя, кроме кесаря, мы как свиньи подчиняемся своим животным потребностям и ценностям, наши цели и смыслы - это цели и смыслы свиней: жрать, срать, размножаться - "чтобы брюхо было полным, а яйца и срака пустые"



Но что ты будешь делать, когда окажешься на месте Иова? сможешь ли ты продуцировать такие смыслы, такие ценности, такие радости и наслаждения, что по сравнению с ними цели и смыслы, радости и наслаждения "кесаря" будут детскими погремушками, куклами? Сможешь ли ты вырасти и бросить эту детскую куклу? И "останешься человеком" на войне, в концлагере, на обочине жизни? Или окончательно превратишься в свино-собаку?



Другие статьи в литературном дневнике: