Казанова

Ирене Крекер: литературный дневник

Из записок практикующей медсестры.


Когда я захожу в комнату этого жильца, я уже с порога улыбаюсь. Ему нельзя не улыбнуться светлой улыбкой. Он наш любимец, кумир, почти единственный мужчина в доме. Как сказала одна жиличка нашего дома: «Конкуренция велика, нужно следить за собой». Тогда я посмеялась над её словами, но потом понаблюдала за ним и отметила, что наш "Казанова" действительно пользуется большим успехом у женщин нашего отделения.


Когда он впервые поступил к нам лет восемь назад, он спросил меня, откуда я. Его не удовлетворило название немецкого местечка, где я сейчас проживаю. Он хотел услышать о моих корнях. Мой акцент выдал меня, как всегда, с головой. Пришлось признаться ему, что родом я из России. Тогда он написал мне несколько слов на бумаге. Рука его тряслась, буквы ложились на бумагу неровно, но всё же можно было прочесть несколько слов. Он писал латинскими буквами русские слова: весна, цветы, лето...


Я была заинтригована. Оказалась, что его соседка по прежнему месту жительства была из России. От неё он узнал о нашей стране, проявил к ней большой интерес, выучил пару слов. Он был счастлив, что доставил мне удовольствие своими знаниями.

Так действовал Казанова, по-видимому, всегда. Он умел и до сих пор умеет найти подход к женщинам. Его все уважают и любят, несмотря на крутой нрав и с годами пришедшую немощность.


Пока он мог самостоятельно преодолевать небольшие расстояния, он был постоянным посетителем кафетерии. Позже мы привозили его туда на коляске на три-четыре часа в день после обеда. Когда он уставал и хотел вернуться в отделение, нам сообщали по телефону, и мы его забирали.


В настоящее время он может передвигаться метров до ста один, находится под постоянным присмотром персонала.


Его жизненной энергии позавидуешь... Дважды был оперирован, так как падать ему не привыкать. Ломал дважды тазо-бедренный сустав. Он имеет проблемы и с приёмом пищи: на всякий случай имеет всё для искусственного питания, получает его в необходимые моменты. Например, в период жаркого лета или в момент высокой температуры тела. Кстати, по нему сразу не определишь, что темпереатура сорок два градуса. Он переносит подобного рода мелочи жизни с только ему одному присущим хладнокровием.


Наш герой родился в тысяча девятьсот сорок втором году. Дитя войны. Об отце в архивных документах нет никаких сведений. Сам он эту сторону жизни в разговорах никогда не затрагивал. Детские годы он провёл с матерью и сестрой, которых, к нашему общему сожалению, нет больше в живых.

Он закончил гимназию, мечтал посвятить себя медицине. Юноша проучился два семестра в университете. Примерно в двадцать лет появились первые галлюцинации и мания преследования потусторонними силами. Он обратился с этой проблемой к врачу. Никто не мог ему помочь избавиться от голосов и видений. По этой причине пришлось бросить учёбу в высшем учебном заведении. Он переехал опять к матери, но не стал сидеть сложа руки, закончил техникум на механика. Позже к великой его радости нашёл и место работы в мастерских для инвалидов.


В двадцать лет наступил новый нервный приступ. Психика не на шутку давала сбой. Он понимал сам, что серьёзно болен, и вновь обратился теперь уже к психиатору. Впервые в двадцать два года был определён в нервную клинику.


После первого лечения началось хождение по психиатрическим клиникам. Впоследствии после более сорока амбулаторных лечений и после смерти матери, он был по собственному желанию определён в нашу клинику. Мужчине тогда было около шестидесяти лет.


Наш пациент обладает способностью слышать голоса умерших родных и знакомых из тьмы. Он пытается отгородиться от них темнотой, закрывается в комнате: не кричит, не плачет, просто весь сжимается в кресле в комок, натягивает на голову одеяло, таким образом защищаясь от тёмных сил. Его потом долго нельзя вывести из этого состояния. Он боится один оставаться надолго в помещении, всегда просит прийти через полчаса.


Под влиянием длительного лечения медикаментами, у пациента развился синдром Паркинсона. Отсюда все последующие психические и физические недомогания.


Самое страшное для него – проблема с речью. Он говорит невнятно, часто абсолютно непонятно, но он может петь. Если мы не понимаем, о чём он просит, а он тогда психически накручивается, то мы просим его пропеть важное слово. И он поёт. У него прекрасный голос, слова звучат как отлитые из музыкального металла... Это нужно слышать.


Мы понимаем его без слов. С годами уже знаешь, что и в какой момент кто говорит. Этот опыт приходит тоже с годами. Он только рукой поведёт, а ты уже знаешь, что нужно шкаф закрыть на ключ, или, что ему неудобно сидеть на одном месте, для этого нужно только взять его за руки, немного приподнять в кресле, и вовремя подложить подушечку под правую руку, чтобы он мог сидеть прямо. Всего-то несколько движений с обеих сторон, и проблема дискомфорта решена. Всего-то несколько слов и движений, и он считает себя понятым и не одиноким.


Мужчина верит в возрождение. Он знает, что умрёт, но потом родится в виде какого-нибудь живого существа. Я ему как-то сказала, что в другой жизни мы обязательно встретимся, так как хорошо понимаем друг друга. Он до сих пор повторяет эти слова как пароль, как знак будущей счастливой жизни.


Однажды он был у меня в гостях. Это была экскурсия в домашнюю обстановку. Сейчас, когда ему бывает очень плохо, я называю только имя моей собаки, передаю ему от неё или от моего сына привет, и он уже улыбается. Светлая сторона его существа открывается для меня снова и снова, и страхи отпускают его, агрессия отступает, психическая атака отменяется.


Да, к каждому человеку необходим свой подход. Каждое живое существо на этой планете ищет тепла и внимания, любви и ласки. Это не так-то много, но в то же время – такой дефицит, без которого порой уходят люди в мир иной, если вовремя не протянуть им руку.


Наш герой в хороших руках. Пожелаем ему в подобного рода атмосфере прожить ещё много лет и достойно встретить старость.



Другие статьи в литературном дневнике: