Цитата. Природа греха

Ирене Крекер: литературный дневник

Причем не просто власть над самим собой, это не просто сила воли, это совсем не то стоическое бесстрастие, о котором мы с вами говорили, нет.


Блаженный Августин говорит: «Велика свобода быть способным не грешить», т.е. уметь удерживаться от греха. Но величайшая свобода – не быть способным грешить. Вот что такое духовная свобода. Оказывается человек может достичь такой чистоты, такой святости души, такой силы духа, когда, если хотите, как выражается блаженный Августин, он становится не способным даже грешить. Я надеюсь это понятно. Я думаю, что любой порядочный человек не способен красть. Понятно это. Понятно. Так оказывается человек может стать не способным злобствовать, ненавидеть, обсуждать, завидовать и т.д. Если это духовная свобода. Эта вот свобода наиболее и привлекает христианское сознание, но об этом я сейчас говорить ничего не буду, поскольку это вопрос уже специальный.


Итак, когда мы говорим о спасении, о христианском понимании спасения, то вот что мы подразумеваем. Спасение от того расстройства, от того искажения нашей природы, от того искажения всех свойств наших, от той смерти, которая вошла в нашу природу, вот от чего. Что все вместе именуется злом, или если хотите, грехом; или если хотите, первородным грехом. Ибо эта поврежденность нашей природы, эта поврежденность, она является источником, благодаря которому, хотя слово благодаря очень не подходит, которому в людях происходит движение всевозможных болезненных чувств, желаний, идей, мыслей. То есть возникает все то, что действуя на нас, приводит нас к личным грехам. Но об этом мы потом поговорим отдельно. Итак, когда мы говорили о спасении в христианстве, то разумеем оказывается вот что, спасение от чего? От греха, если хотите, с большой буквы, от той поврежденности смертности, или выражаясь языком некоторых отцов, тленности, особенно это Максим Исповедник часто употребляет это слово, тление, проникшего в наше чувство. Вот от чего пришел спасать Христос человечество. А как язычество мыслит по этому вопросу? Совсем иначе. Для дуалистических систем типа заростризма, где зло носит метафизический характер и выражено в образе злого божества Ремана, там процесс имеет другое направление, другой характер. Борьба идет в метафизических сферах, правда, человек своей деятельностью здесь может оказывать помощь той или другой стороне. Человек влияет в конечном счете на решение, исход этой борьбы, но она идет вся там.



Другие статьи в литературном дневнике: