Дверь. 4-6. Сковорода Г. С.

Илия Прохожий: литературный дневник

Глава 4-я. О ПРОМЫСЛЕ ОСОБЕННОМ ЧЕЛОВЕКА


Чистейший, всемирный, всех веков и народов Всеобщий Ум излил нам, как источник, все мудрости и художества, к провождению жития нужные.
Перед ним в долгу всякий народ, ибо Он дал нам высочайшую свою Премудрость, которая есть природный Его Портрет и Печать.
Она столь превосходит прочие разумные духи, или понятия, сколь наследник благородней служителей.
Она весьма похожа на искуснейшую архитектурную симметрию или модель, которая по всему материалу, ненавязчиво простираясь, делает состав всех приборов крепким и спокойным.
Так слово в слово, она, по всем членам общественно-политического корпуса, из людей, не из камней состоящего, тайно разлившись, делает его твердым, мирным и благополучным.
Если, например, какая-то фамилия, или город, или государство по этой модели основано и учреждено, в То Время бывает оно раем, небом, домом Божиим и прочее.
А если какой-то человек построит по этой модели житие свое, тогда бывает в нём Страх Божий, Святыня, Благочестие и прочее. И как в теле человеческом один ум, однако разнообразно в частях тела действует, так и в помянутых сожительствах, Премудростью связанных, Бог через различные члены в общую пользу производит действа.
Эта Сила во всех наших делах и речах, Душа, Польза и Краса, а без нее все мертво и гнусно. Родимся мы все без Неё, однако для Неё. Кто к Ней природнее и охотнее, тот Благороднее и острее, а чем большее кто с Нею имеет участие, тем действеннее внутри чувствует Блаженство или удовольствие.
От Нее одной зависит особенный в созидании рода человеческого промысел. Она-то есть прекраснейшее Лицо Божие, которым Он со временем, отпечатываясь в Душе нашей, делает нас из диких и безобразных монстров или уродов, - человеками, то есть зверьками, к содружеству и к помянутым сожительствам годными, незлобивыми, воздержными, великодушными и справедливыми.
А если уже Она вселилась в сердечные человеческие склонности, тогда точно есть то же самое, что в движении часовой машины темпо (tempo), то есть правильность и верность. И тогда-то бывает в Душе непорочность и чистосердечие, как бы райский некий Дух и вкус, пленяющий к дружелюбию.
Она отличает нас от зверей, - милосердием и справедливостью, а от скотов — воздержанием и разумом; и не что иное есть, как блаженнейшее Лицо Божие, тайно на сердце написанное, Сила и правило всех наших движений и дел. Сердце наше делается чистым источником Благодеяний, несказанно Душу веселящих; и тогда мы бываем истинными по Душе и по телу человеками, подобны годным для строения четвероугольным Камням, с которыми Живой Божий Дом составляется, в котором Он особливою царствует Милостью.
Как трудно в неоцененное это Сокровище проникнуть и приметить, так любить её и искать нелегко.
Но сколь Она снаружи неказиста и презренна, столь внутри важна и великолепна, похожа на маленькое, например, смоковное зерно, в котором целое дерево с плодами и листом скрылось, или на маленький простой уголёк, в котором ужасный пожар затаился. Для проявленности изображали Её всегда знаками, и она, будто какой-то принц, имела свои Портреты, печати и узлы, разные в разных веках и народах. Её-то был узел, например, Змей, повешенный на шесте пред иудеями.
Ее герб— Голубь, с масличною в устах ветвью. Являлась Она в образе Льва и Агнца, и царский Жезл был её же предметом и прочее.
Таилась Она и под священными у евреев обрядами, например под едением Пасхи, под Обрезанием и прочее.
Скрывалась она, будто под разновидным маскарадом, и под гражданскими историями, например под повестью о Исаве и Иакове, о Сауле и Давиде и прочее, и одним тайным своим присутствием сделала те Книги Мудрыми.
А в последовавшие уже времена показалась Она в образе мужском, сделавшись Богочеловеком.
Каковым же способом Божия Премудрость родилась от Отца без матери и от Девы без отца, как она воскресла и опять к своему Отцу вознеслась и прочее,— пожалуй, не любопытствуй. Имеются и в этой, как в прочих науках, досужие тонкости, в которых может себе занять место та недействительная вера, которую называют Умозрительною.
Поступай и здесь так, как на опере, и довольствуйся тем, что глазам твоим представляется, а за ширмы и за хребет театра не заглядывай. Сделана занавесь нарочно для худородных и склонных к любопытству сердец, потому что подлость, чем в ближайшее знакомство входит, тем пуще к Великим Делам и персонам учтивость свою теряет.
Зачем тебе спрашивать, например, о воскресении мертвых, если самый дар воскрешать не приносит пользы бездельной душе — ни воскрешающей, ни воскрешаемой? От таковых любопытников породились расколы, суеверия и прочие язвы, которыми вся Европа будоражится.
Важнейшее дело Божие: одну беспутную душу оживотворить Духом Своих Заповедей, нежели из небытия произвести новый земной шар, населенный беззаконниками.
Не тот верен Государю, кто в тайны Его вникнуть старается, но кто Волю Его усердно исполняет.
Вечная премудрость Божия во всех веках и народах неумолчно продолжает речь свою, и она не что иное есть, как повсеместного естества Божиего невидимое Лицо и Живое Слово, тайно ко всем нам внутрь гремящее. Но не хотим слушать советов Её, одни- за отсутствием слуха, а большая часть — по несчастному упрямству, зависящему от худого воспитания.
Прислушивались к нетленному Гласу премудрые люди, называемые у иудеев пророками, и с глубочайшим опасением повелеваемое исполняли.
Она начало и конец всех книг пророческих; от Нее, через Нее и для Нее всё в них написано. По этой причине разные себе имена получила. Она называется Образ Божий, Слава, Свет, Слово, Совет, Воскресение, Жизнь, Путь, Правда, Мир, Судьба, Оправдание, Благодать, Истина, Сила Божия, Имя Божие, Воля Божия, Камень Веры, Царство Божие и прочее. А самые первейшие христиане назвали ее Христом, то есть Царем, Помазанником, потому что одна Она направляет к вечному и временному счастью все государства, всякие сожительства и каждого порознь. Да и, кроме того, у древних Царственным называлось все, что Верховным и Главнейшим почиталось.
Провидел Авраам Блаженнейший Свет её и, на Ней уверившись, сделался со всею фамилиею справедливым, а с подданными Благополучным. Однако Она и прежде Авраама всегда у своих любителей живала. А Моисей, с невидимого Образа Божиего, будто план сняв, начертил его просто и грубо самонужнейшими линиями и, по нему основав иудеевское общество, сделал его Благополучным и доминирующим. Он по-тогдашему написал его на каменных досках и так сделал, что невидимая Премудрость Божия, будто видимый и тленный человек, чувственным голосом ко всем речь свою имеет.
Эта Речь, разделенная им на десять рассуждений или пунктов, названа Десятословием.


Глава 5-я. О ДЕСЯТОСЛОВИИ.

1.«Я есть Господь Бог твой, да не будет тебе богов иных!..» и прочее.
Яснее сказать так: Я Глава твоего Благополучия и Свет Разума. Берегись, чтоб ты не основал жития твоего на иных советах, искусствах и вымыслах, хотя б они из ангельских умов родились. Положись на Меня слепо. Если же, Меня минуя, заложишь век твой на иной премудрости, то она тебе будет и богом, но не истинным, а посему и счастье твое подобно будет фальшивой монете.


2.«Не сотвори себе кумира!..» и прочее.
А как на подлых камнях, так еще больше не велю тебе строиться на видимостях. Всякая видимость есть плоть, а всякая плоть есть песок, хотя б она в поднебесной родилась; все идол, что видимое.


3.«Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно!..» и прочее.
Смотри ж, во-первых, не впади в ров безумия, будто в свете ничего нет, кроме видимостей, и будто Имя это (Бог) пустое есть. В этой бездне живут клятвы ложные, лицемерия, обманы, лукавства, измены и все тайных и явных мерзостей страшилища. А вместо того напиши на сердце, что везде всегда присутствует тайный Суд Божий, готовый на всяком месте невидимо жечь и сечь невидимую твою часть, не прикасаясь к телу, за все дела, слова и мысли, в которых нет Бога.
4.«Помни День Субботний!..» и прочее.
Ты повсюду и внутри тебя кроющееся величие Божие с верою и страхом в День Воскресный (Суббота - День Воскресения Христа) прославлять не забывай,
а поклоняйся не пустыми только обрядами, но самым делом, сердечно Ему подражая. Его дело и вся забава в том, чтоб всеминутно промышлять о пользе всякой твари, и от тебя больше ничего не требуется, кроме чистосердечного милосердия к ближним твоим.
А это весьма легко. Верь только, что сам себе десятью Заповедями принесёшь пользу, как и пользу для других и наоборот.
5.«Чти отца твоего!..» и прочее.
Прежде всех отца и мать почитай и служи им. Они суть видимые портреты Того невидимого Существа, которое тебе столько одолжает.
А вот кто отец твой и мать: будь, во-первых, верен и усерден Государю, послушен Градоначальнику, учтив к Священнику, покорен Родителям, Благодарен Учителям твоим и Благодетелям. Вот истинный путь к твоему вечному и временному благоденствию и к утверждению твоей фамилии. Что же касается прочих общества частей, берегись следующего:
6.«Не убий!»
7.«Не прелюбодействуй!»
8.«Не воруй!»
9.«Не свидетельствуй ложно, или не клевещи!» Осуждаем виновного, а клевещем невинного. Это страшнейшее зло, и клеветник по-эллински — дьявол.
10.«Не пожелай!..»
Но поскольку злое намерение есть семя злых дел, которым числа нет, а сердце рабское - неисчерпаемый источник худых намерений, для того вовеки нельзя быть тебе честным, если не допустишь, чтобы вновь Бог переродил сердце твое. Посвяти ж его нелицемерной Любви. Иначе вдруг бездна в тебе беззаконий откроется... Бог, Божие Слово, к Его Слову Любовь — всё одно.
Триязычным пламенем разожженное сердце никогда не согрешает, потому что злых семян или намерений иметь не может.


Глава 6-я. ОБ ИСТИННОЙ ВЕРЕ.
Если б человек мог скоро понять неоцененную цену великих этих Божиих Советов и Заповедей, мог бы Его непременно принять и полюбить.
Но поскольку телесное, грубое рассуждение этому препятствует, для того нужна ему вера. Она закрытое всем заповедям блаженство, будто издали в подзорную трубу просматриваемое, которою и представляется.
При ней обязательно должна быть надежда. Она слепо и насильно удерживает сердце человеческое при единородной истине, не позволяя волноваться подлыми ветрами посторонних мнений. По этой причине представляется в виде женщины, держащей якорь.
Эти добродетели, сердце человеческое, будто надежный ветер корабль, приводят, наконец, в гавань Любви и ей поручают.
Тогда, по открытии Глаз, тайно кричит в душе Дух Святой следующее: «Правда твоя, Правда вовек, и Закон твой — Истина».
( Прод.след. )




Другие статьи в литературном дневнике: