Дверь. 7-10. Сковорода Г. С.
Глава 7-я. БЛАГОЧЕСТИЕ И ОБРЯД - РАЗНОЕ.
Вся Десятословия Сила вмещается в одном имени — Любовь. Она есть вечный союз между Богом и человеком. Она Огонь есть невидимый, которым сердце распаляется к Божиему Слову или Воле, а поэтому и сама она есть Бог.
Божественная Любовь имеет на себе внешние виды, или значки; они-то называются церемония, обряд, или образ благочестия.
Итак, церемония возле Благочестия есть то, что возле плодов лист, что на зернах шелуха, что при доброжелательстве комплименты. Если же маска лишена своей силы, тогда остается одна лицемерная обманчивость, а человек — гробом раскрашенным.
Обряд и церемонию может исправлять самый несчастный бездельник.
Глава 8-я. ЗАКОН БОЖИЙ И ПРЕДАНИЕ - РАЗНОЕ.
Закон Божий пребывает вовеки, а человеческие предания не везде и не всегда.
Закон Божий есть Райское Древо, а предание — тень.
Закон Божий есть Плод Жизни, а предание — листвие.
Закон Божий есть Божие в человеке сердце, а предание - фиговый лист, часто покрывающий ехидну.
Дверь Храма Божия есть Закон Божий, а предание - приделанный к Храму притвор. Сколь преддверие от алтаря, и хвост от головы, столь далече отстоит предание .
У нас почти везде несравненную эту разность сравнивают, забыв Закон Божий и смешав с грязью человеческою воедино, даже до того, что человеческие враки выше возносят; и, на них уповая, о Любви не думают, да исполнится сие : «Лицемеры ! За предания ваши вы разорили Закон».
Всё то есть предание, что не Божий Закон.
Глава 9-я. О СТРАСТЯХ ИЛИ ГРЕХАХ.
Страсть есть моровой в душе воздух. Она - беспутное желание видимостей, и называется нечистый или мучительный дух.
Главнейшая всех есть зависть, мать прочих страстей и беззаконий. Она главный центр этой пропасти, где душа мучится. Ничто её не красит и не пользует. Не мил ей свет, не люба благочинность, а вред столь сладок, что сама себя десятью съедает.
Жало адского дракона - весь род грехов, и вот фамилия его: ненависть, памятозлобие, гордость, лесть, несытость, скука, раскаяние, тоска, кручина и прочий неусыпаемый в душе червь.
Глава 10-я. О ЛЮБВИ ИЛИ ЧИСТОСЕРДЕЧИИ.
Противится этой бездне (грехов), - чистосердечие. Это спокойное в душе дыхание и веяние Святого Духа.
Оно подобно прекрасному Саду, исполненному тихих ветров, сладко-дышущих цветов и утешения, здесь процветает Древо нетленной Жизни.
А вот Плоды его: доброжелательство, незлобие, смирение, кротость, нелицемерие, благонадежность, безопасность, удовольствие, кураж* и прочие неотъемлемые забавы.
Кто таковую душу имеет, Мир на нём, и Милость, и веселие вечное над головою истинного христианина.
( * Кураж - Радость - Особая Мудрость ?).
Другие статьи в литературном дневнике: