Стоит ли тратить энергию на воспоминания о прошлом

Рауфа Кариева: литературный дневник

В жизни каждого из нас очень много дел. И на все нужна энергия. А энергия не может вырабатываться в неограниченных количествах. В связи с этим многие психологи советуют не тратить энергию впустую. Например, на воспоминания о прошлом. Это, мол, пустая трата энергии.
А я-то трачу энергию на воспоминания! Согласна, ее расходуется много. Но ничего не могу с этим поделать. Одновременно пишу и автобиографические рассказы, сейчас - повесть. Частями-кусками пишу роман « Сон длиною в жизнь» - там скачками по всей жизни - и моей, и близких людей – пробегаюсь. Также одновременно частями – кусками пишу свою собственную кулинарную книгу «ЛЮБИШЬ ПОЕСТЬ – ЛЮБИ И ПРИГОТОВИТЬ». Там не просто рецепты, а все семейные байки, связанные с каждым блюдом.
И везде, во всех моих литературных опусах – воспоминания прошлого. В основном – только прошлого.
Что и говорить – трачу энергию. Зря или не зря – пока не знаю. Но не могу отказаться от своего прошлого и от описаний его. Потому что мое прошлое – это мое богатство, мой опыт. Мое прошлое – это я сама. И мне совершенно не жаль тратить на себя саму мою же энергию.
Вот, например, отрывок из моей будущей кулинарной книги. Не знаю, интересно ли кому-нибудь будет такая информация сегодня. А вдруг, мои внуки и правнуки уже будут питаться исключительно из тюбиков? И им будет интересно, как питались люди, их предки - далекие, «древние», из прошлого века (20-го)?


Итак, отрывок из моей кулинарной книги (будущей) «ЛЮБИШЬ ПОЕСТЬ – ЛЮБИ И ПРИГОТОВИТЬ»:
……..
«Как и многие люди, я люблю покушать. Однако не сказать, что я - обжора. В течение жизни у меня были периоды очень плохого аппетита, даже неприятия пищи. Но это - болезненные, временные состояния. В основном, во здравии, я человек с хорошим аппетитом.
Я затрудняюсь сказать, что я не люблю в еде. Люблю все хорошее, качественное, свежее. И традиционное. Экзотику - вроде змей, собак, насекомых, крови животных – я не пробовала и не очень-то хочу.
Я не могу сказать, например: «я не люблю каши». Я их люблю. Не могу сказать: «не люблю супы» - я их люблю.


КАШИ


Из каш не получаю огромного удовольствия от каши пшенной. Хотя, если она на воде и со свежими огурцами, то отлично. Так готовила кашу моя тетя, Рашида, старшая сестра моего папы. А если пшенная каша на нежирном молоке, подостывшая, в больничной столовой, а на языке крупинки катаются как песчинки – не люблю.
Могу не получить удовольствие от гречневой каши, если она суховата и предлагается без вкусной котлетки, сосиски или бефстроганов.
Не очень наслаждаюсь от каши из маша («маш»- такое зерно, продают его в лавках вместе с восточными пряностями, очень полезное, говорят). Но если она горячая, с маслом, с перцем, а я - голодная, а маш смешали с рисом, тоже неплохо.
Обожаю кашу рисовую молочную, можно с тыквой. И в горячем, и в холодном виде. И крутую - густую, и жиденькую, и даже почти в виде молочного супа. Вне конкуренции каша манная. Обязательно без комочков, со сливочным маслом. Ячневая, или лошадиная, геркулесовая – можно и на воде, с изюмом, пшеничная – все это - мои любимые каши.
У каждого человека каша получается своя. Каша манная моей мамы и моей бабушки были совершенно разные по вкусу. Но вкус обеих каш я помню и обожаю. Когда я была в санатории, то нам подавали манную запеканку. Это просто очень тугая манная каша, нарезанная брусочками, охлажденная и политая вишневым сиропом- вареньем. И на каждой порции – две вишенки без косточек, из варенья. Сколько я ни пыталась, повторить этот шедевр не смогла.
Мама мне рассказывала, что я была «искусственницей», то есть не питалась грудным молоком. И мой рацион состоял из жидкой манной каши на молоке, наполовину разбавленном водой, и киселя. И лопала я это с удовольствием. И что интересно, мне каша манная не надоела. Я до сих пор считаю ее лакомством. Кстати, и кисель я тоже люблю. С куском свежего хлеба – объедение.
Рисовую кашу с тыквой, и без нее, великолепно готовил мой папа. Готовил в восточном казане небольшого размера. Покушаешь горячую, со сливочным маслечком. А потом, если останется, она остынет, можно и не разогревать. Просто сахарным песком посыпать и кушать. А однажды я простудилась в горах - мы не успели спуститься ниже, где теплее, ночевали сразу за перевалом, у ледника – застудила почки. И мне доктора назначили бессолевую диету. Так вот рисовая каша на воде, без соли, сахара, но с зеленым кислым яблоком – это великолепная еда!
Чтобы рисовая каша была такой вкусной, как у моего папы, ей надо уделять внимание и варить изначально в молоке. Помешивать, чтобы не пригорала. А я ленюсь. И отвариваю рис в большом количестве воды, потом откидываю на сито. И только потом заливаю молоком и довожу до кипения. Конечно, это - подделка. Но все равно вкусно и полезно.
Просто отваренный рис на воде, с солью - отличный гарнир. А потом можно добавить масло сливочное, перчиком посыпать.
Пшенная каша, мною не очень любима. Ее подавали в больничных столовых с сарделькой. Также и в пионерском лагере. Не нравится, и все тут.
………
Продолжение следует



Другие статьи в литературном дневнике: