Про мою память

Рауфа Кариева: литературный дневник

Все свои рассказы – которые размещены на сайтах, или которые еще дописываю – я пишу по памяти. Когда я настраиваюсь на какую-то тему, у меня в голове как бы включается фильм. И я вижу кусок прошлого, себя, окружающих людей. И события того времени начинают вновь разворачиваться, хотя и как бы на экране. Но все очень реалистично. Звуки, запахи, обстановка, настроение, я всем участникам событий даже могу в глаза заглядывать.
Такие реалистичные картинки моих воспоминаний внушают мне, что все было так, именно так, и никак иначе. Скорее всего, внешне, в линейной последовательности, события воспроизводятся правильно. Однако, я понимаю, что фиксировал события мой мозг. Значит, на этих картинках – моя интерпретация событий. Моя правда. Сама последовательность – конечно, объективна. Но все окрашено моими, и только моими, эмоциями и чувствами. А реальность, как пишут философы, у каждого человека своя. Она вообще и во всем – у каждого своя. Каждый из нас живет в своей, объективной только для него, реальности. У каждого свои образы и понимание каждой вещи.
Например, я идеализирую своего деда, вспоминая события, связанные с ним. Он и был таким – правильным, порядочным, почти идеальным. Все, что я о нем помню, действительно имело место, и характеризует его с очень положительной стороны. Но, видимо, для меня-то он идеален, а вот моя бабушка, его жена, явно мужа недолюбливала. Это понимала даже я, своим детским умом. Видимо, в ее реальности происходили какие-то другие события, связанные с мужем.
Также я считаю, и вполне объективно, основываясь на фактах, что у меня были с моим отцом самые лучшие, по сравнению с другими родственниками, отношения. Он действительно заботился о детях, о семье, много вложил сил и здоровья в образование своих дочерей, был сильным, ответственным и порядочным человеком. Однако, я не помню своего отца трезвым. Только в детстве, когда, видимо, я просто не могла понять состояние опьянения. А когда я была уже достаточно взрослой – трезвым его не помню. До лет 60 было именно так, а потом он уже не пил – заболел, и часами смотрел в одну точку. А я-то всю жизнь обижалась на какие-то поступки и слова папы! Сейчас только я понимаю, чего обижаться – то было? Тут в трезвом виде во всех жизненных проблемах не разберешься, не знаешь, порой, как правильно поступить, а он, бедняга, постоянно находился в пьяном угаре различной степени, и приходилось жить, решать кучу проблем и вопросов. Что и говорить, титанической силы был человек. Алкоголизм страшен разрушением личности, нравственности, морали. А у папы нравственность и порядочность сохранились, несмотря на пьянство, не только на протяжении всей жизни, но даже и в течение психического заболевания.
Я и про себя много пишу в своих рассказах. Мое описание самой себя – это отдельная песня! Прочитав мои рассказы, можно порой подумать, что я всегда - жертва обстоятельств, безропотная и несчастная. Неправда. Я могу много вспомнить о себе фактов, когда я поступала как настоящая стерва, как махровая эгоистка, как злая и завистливая тетка.
Таким образом, действительность гораздо многограннее, чем события, описанные в моих рассказах, на плоских листах бумаги. Хотя и написаны они искренне.
Это я пишу не для того, что предупредить своего читателя, что все в моих рассказах может быть подвергнуто сомнениям. Нет, пишу я честно, что просматриваю в своей памяти. Просто подоплеку событий, эмоциональную окраску я, конечно же, даю свою. Ну а какую же еще? Мозг-то мой. И жизнь моя.






Другие статьи в литературном дневнике: