Упанэкиада
Младший брат моей мамы - Шамиль - был очень поздним ребенком. Поэтому еще был подростком, когда в доме бабушки и дедушки уже росла я.
Когда я была взрослая, дядя рассказал мне, как в ясельном возрасте я необычно разговаривала. Все трудные слова я заменяла на свои придуманные. Например, трудное имя «Шамиль» я заменила на «Кука» (ударение на первый слог). Свое трудное имя «Руфа» я заменила на «Упа» (ударение на первую букву). Для связки слов, обозначения принадлежности или направленности действия, я использовала уникальный/ универсальный суффикс «нэки» (ударение на первый слог). Очень длинное предложение я разделяла на короткие, часто мною изобретенные, слова, выставляя в конце каждого слова этот суффикс. А так как он в частных случаях обозначал разное, то эти различия уточнялись моей мимикой, громкостью произношения, а также разной интонацией. И говорила я все это с необычайной скоростью, делающей речь похожей на свист.
Близкие понимали мою речь, но покатывались со смеху, так как звучало все это необычно и ритмично, как клёканье какой-то птицы, и совершенно непонятно для чужих, если учесть, что мною преобразовывались не только русские, но и татарские слова.
Маленький пример. Если я обижалась на Куку, то говорила так: «Куканэки упанэки папанэки маманэки атата». Перевод: «Я обижена на дядю, и когда приедут мои родители, то я им пожалуюсь, и они накажут моего обидчика». С учетом, что каждое слово имело разные интонации моей детской речи, с притоптыванием ножками, жестикуляцией пальчиками, сдвиганием бровей, то все мои высказывания были маленьким спектаклем.
К чему это я вспомнила? А вот к чему.
Великие Герлены, как всем известно, совершили прорыв в парфюмерии. Они придумали то, до чего до них никто не додумывался. Например, эксклюзивные заказные флаконы, абстрактные, а не просто цветочные ароматы, особые необычные названия парфюмов, склеивающие воедино сам аромат, его оформление, и легенду, помогающую этот парфюм эффективно продавать. И многое другое еще придумали эти талантливые парфюмеры. В том числе, представители этой семьи придумали создавать готовые сложные базы-основы, проверенные аккорды, и уже их добавлять в новые парфюмы, целиком, комплексно. А не по отдельным составляющим. И называются эти аккорды – герлинады. Этакие парфюмерные блоки-кирпичики.
Так как в моей детской речи были речевые кирпичики, из которых строились фразы, их тоже можно назвать по типу герлинад. Например, «упанэкиады».
Поэтому я и вспомнила свое детское словотворчество - хотя пишу о парфюмерии. Возможно, мое воспоминание к парфюмерной теме притянуто за уши. Но вот еще одно мое воспоминание из детства. Оно уж точно не притянуто за уши. Оно возникло от аромата. Я вдохнула новый аромат, и в памяти побежали воспоминания. Это была картинка в голове, как фильм в кинотеатре. Вот оно, мое детское воспоминание.
В жаркой азиатской стране, в доме моего деда, крыши летом раскалялись добела. На крышах стояли металлические бочки, которые наполняли водой. По трубам эта вода поставлялась вниз, например, в душевую. И этой водой иногда нельзя было помыться, так она была слишком горячей.
У бабушки всегда был большой урожай вишни и яблок. А варенье она варила в основном из винограда и клубники, поэтому большая часть вишни просто засушивалась, а яблоки перерабатывались в пастилу. Целые листы яблочной пастилы, размером с ватмановские листы, свернутые, стояли за каждой дверью в дедовском доме. И все это богатство производилось на раскаленных южным солнцем крышах.
Крыш у деда было много. Сам большой дом, пристройки, а также два гостевых домика с крошечными кухонками при них, которые сдавались внаем. Это ведь все – крыши и крыши! Эти крыши были неразрывно связаны с крышей бани с помещением для отдыха, а далее - с капитальными сараями, навесами и хранилищами – для машины старшего сына, для дров, для угля, для хозяйственного инвентаря и наконец, для собаки. Все было построено на совесть, капитально, с достаточной высотой – почти вровень с основным домом. Короче. Крыш было очень много, мне было где полазить. А если учесть, что крыши хозяйственных построек состыковывались с соседскими, то ясно, что на крышах прошла весомая часть моего детства. Я не залезала только на крышу курятника.
Но. Были периоды времени и суток, когда крыши становились недоступными. Солнце, жара. Крыши превращались в раскаленные сковородки. Не успел спуститься вниз до определенного времени, и пока от чердака будешь прорываться к лестнице – ступни обожжешь.
Самой большой крышей была крыша дома, но там был и самый большой чердак. А на чердаке было много чего интересного. Вещи, посуда, обувь, сумки. Что уже не носили. А также там складировалась одежда четырех внучек, включая меня, девочек, рожденных одна за другой. Дети растут быстро. Гора детской одежды была внушительной – было чем заняться, разглядывая ее детали. И если пик жары и раскаленности крыши заставал меня здесь, я не скучала.
Будучи холеричным/гиперактивным ребенком, даже горами старых вещей я долго не интересовалась, и я постоянно выглядывала из окна чердака, примеряясь, когда можно будет опять совершать марш-броски по крыше. А она горячая, очень горячая. Металл все-таки. Даже деревянная некрашеная рама окна чердака – и та была горячей. Что уж говорить о самой крыше.
Так вот. Когда я понюхала новый парфюм, кроме чего-то прочего, плохо пока узнаваемого, я услышала воочию, будто это было вчера, следующие родные/знакомые ароматы из детства:
- запах раскаленной металлической крыши дома моего деда,
- запах горячей некрашеной деревянной рамы чердака и его пыли,
- коктейль запахов из относительно прохладного чердачного помещения вместе со всеми старыми тряпками, в нем находившимися,
- запах нагретой воды из бочек на крыше, которые поставляли горячую воду в дом для купания,
- запах несметного количества вишни и пластов яблочной пастилы, которые сушила бабушка на раскаленной крыше,
- отдаленные запахи нагретых на солнце фруктовых деревьев и виноградника.
Во всей этой моей упанэкиаде доминантой было раскаленное железо. А все остальное – лишь облагораживало металл.
Для меня этот аромат – аромат из моего детства. С крыши моего деда. Именно это я и услышала в новом парфюме. Имя этого нового парфюма Comme des Garcons «8 88».
Теперь - что я узнала об этом аромате, кроме моей упанэкиады.
«8 88» - аромат для мужчин и женщин, выпущен брендом «Comme des Garcons» в 2008 году.
Почему я вообще его выбрала для пробы? Вычитала, что этот парфюм похож на Thierry Mugler Angel, который я очень люблю, поэтому решилась попробовать.
Семейство ароматов: восточные, ориентальные, пряные.
Пол: унисекс, unisex.
Год выпуска парфюма: 2008.
Парфюмер: Antoine Lie.
Страна: Франция.
Начальные ноты: папирус, куркума, Pepperwood, кориандр.
Ноты сердца: герань, Safraliene, шафран, ладан.
Базовые ноты: пачули, амбра.
Справка по двум иностранным словечкам в нотах аромата:
«Основа запаха создана двумя молекулами, изобретенными парфюмерной корпорацией Givaudan - парфюмером Антуаном Ли (Antoine Lie): Safraleine и Pepperwood. Первая – молекулярная производная шафрана, проявляющая свои свойства в определенных комбинациях и при определенных температурах, постепенно раскрываясь и видоизменяясь. Вторая - синтезированная молекула, дающая древесную ноту с заметным пряным перцовым оттенком, придает свежесть и влагу цветочным и фруктовым нотам». (Взято из интернетного океана).
Что еще пишут про «8 88»?
«Для какого возраста: для молодёжи, среднего и элегантного возраста.
Для какого времени года: зима, весна, лето, осень.
Для какого времени суток: первая и вторая половина дня, вечер, ночь, утро.
Получить наиболее верное представление о парфюмерной композиции «8 88 Comme des Garcons», возможно только познакомившись с ним лично - нанеся на собственную кожу...»
***
Изучила, кто и что про «8 88» пишет, и какими чувствами делится в отзывах.
Мне понравились некоторые отзывы – всё по существу, никакой воды:
• Пирамида не оправдала моих ожиданий. Некоторые ноты раскрываются вскользь и насладиться ими просто не успеваешь.
• Пахнет индийским рынком: масла, специи, благовония и жидкий мускус, лежащие на прилавках вперемешку.
• Стойкость хорошая. Аромат хороший. Основная верхняя нота - куркума, основная нота сердца - ладан, база пачулевая; шафрана не слышно.
• Специевый аромат, поначалу игловатый и спиртосодержащий, но при усадке качественно сбалансированный, шлейфовый и неподдельно прекрасный.
• Это совсем не восток.
• 888 на втором месте моего персонального списка ароматов-фаворитов после Черного афганца. Люблю каждую ноту.
• Для меня это огромная редкость - не полюбить, не понять аромат. Наверно, впервые такая беда приключилась именно с 888.
***
Вот бы все в парфюмерной энциклопедии так писали. Не в смысле похвалы или критики. А в смысле, грамотно и с чувством. И никаких «перчинок, кислинок и деревяшек».
А еще интересен сам бренд и его основатель. Это – дизайнер одежды. Эпатажный. «Анти-мода». Ее имя - Рей Кавакубо. И духи у нее тоже все – как удар тугих ветвей по лицу, например, с запахом чернил.
***
Мне трудно сказать, смогу ли я полюбить этот аромат так, чтобы постоянно его носить. Вряд ли. Да, детство и дом моего деда – это мне интересно вспоминать. Но я не это хочу испытывать, когда пользуюсь парфюмерией.
Кстати, «8 88» на полюбившийся мне Thierry Mugler Angel не похож совершенно.
Этот же текст, но с фото https://karieva-raufa.livejournal.com/29700.html
Другие статьи в литературном дневнике: