Карр и iecot.

Александр Кукаров: литературный дневник

В записи 27 октября я порадовался книге Д. Карра, в которой он подводит предварительные итоги более чем 200-летних исследований предшественников книги Бытия. Именно такой источник мне нужен для того, чтобы понять, что соседи древних евреев думали о небесной тверди и верхних водах.


К этим итогам стоит добавить, что, по словам Карра, первые три главы книги - именно они мне и нужны - "представляют критические, синтетические резюме того, что я считаю лучшими исследованиями о предшественниках книги Бытия». Такое может утверждать только крупный специалист, насколько крупный можно оценить через его признание коллегами (помимо того, что он PhD и профессор библеистики). Карр помогает это сделать, когда пишет в книге, что она возникла как предварительные исследования, связанные с его комментарием, который он написал к книге Бытия 1-11 для Международного экзегетического общества Кольхаммера, «Комментарий к Ветхому Завету» (IECOT)


Этот международный проект стартовал в 2012 г. и, судя по каталогу издателя Kohlhammer Verlag, уже вышло 15 томов комментариев книг ВЗ, один из них принадлежит Д. Карру и опубликован в 2021 г. Д. Карр входит в редакционный совет этого международного проекта, состоящий из 11 библеистов. IECOT о себе сообщает, что он «предлагает многоперспективную, инновационную и актуальную интерпретацию книг Ветхого Завета (включая второканонические книги) широкой аудитории ученых, мирян и пасторов. IECOT является международным: в его состав входят члены редакционной коллегии и авторы из Северной Америки, Европы и Израиля, и все тома публикуются как на английском, так и на немецком языках. IECOT придерживается экуменического подхода, привлекая к сотрудничеству ученых с различными христианскими и еврейскими взглядами. Более того, серия охватывает все книги древнееврейского и греческого канонов Ветхого Завета, включая второканонические книги многих христианских конфессий».


В редакционной коллегии IECOT не видно православных, то ли я плохо смотрел, то ли они не признают такой экуменизм, то ли не могут в нем участвовать по техническим причинам…


Самое главное для меня - связь книги Бытия 1-3 с предшественниками, общий вывод Д. Карра таков: "Сложная взаимосвязь Быт 1:1-2:3 с небиблейскими текстами-предшественниками, особенно с "Энума Элиш", означает, что всегда найдутся те, кто подчеркнет его сходство с такими предшественниками, и другие, кто подчеркнет его несходство." Эту общую неопределенность надо сузить до разделения вод. Если его нет, то одно, а если есть - другое.



Другие статьи в литературном дневнике: