Заинтригованный Капланом.

Александр Кукаров: литературный дневник

Когда один из ведущих специалистов по сознанию в РФ, профессор биофака МГУ им. М.В. Ломоносова, д.б.н. А.Я. Каплан, один из ключевых людей моего проекта по наблюдению за научными исследованиями тукдама (проект 3) хочет проверить экспериментальные результаты, опубликованные более 40 лет назад, то мне становится интересно, а к чему же пришли их авторы? Всеведущая сеть подбросила главу, которую я тут фиксирую, как план, который начну выполнять через … очень скоро


David W. Orme-Johnson. Creating Coherence in Collective Consciousness for Universal Flourishing: Automatic Self-Transcending for Reducing Conflicts and Improving the Quality of Life in Society. 2023.


Автоматическое само-трансцендентирование интригует опять же…


26.02.25. В первом приближении план выполнен. Если Каплан хочет проверять гипотезу сознание-поле на паре монахов тибетского буддизма учитель-ученик, одновременно измеряя их ЭЭГ, то сами авторы этой гипотезы уже 20 лет назад занимались тем, что измеряли влияние групповой медитации на окружающее население по биохимии мочи последнего. Другими словами, интересовались тем, как «ловит кайф» ничего не подозревающее население от групповых медитаций?


Исходя из того, что дело не в философиях и конкретных техниках медитации, а в групповом погружении достаточно глубоко в бессознательное, аналогом таких исследований для Каплана с коллегами может быть такая же биохимия у населения, окружающего монастыри, с монахами которых они работают в связи с их групповыми медитациями.


Что вкратце сказал ИИ об этой главе?


**Краткое содержание главы Дэвида У. Орм-Джонсона "Создание согласованности в коллективном сознании для всеобщего процветания"**
В этой главе рассматривается гипотеза о том, что коллективная медитация, в частности программы Трансцендентальной медитации (ТМ) и ТМ-Сидхи, могут усилить гармонию в обществе благодаря доступу к "единому полю сознания". Автор объединяет квантовую физику, ведическую философию и социологические теории, чтобы доказать, что групповая медитация создает согласованность в коллективном сознании, уменьшает конфликты и улучшает качество жизни.
### Ключевые концепции и теоретическая основа:
1. ** Исторический и научный контекст **: Ссылки на физиков начала 20-го века (Эйнштейна, Бора, Планка) подчеркивают их понимание сознания как фундаментальной основы реальности. "Коллапс волновой функции" в квантовой механике используется для того, чтобы предположить, что сознание влияет на физическую реальность.
2. Ведическая традиция: Йога-сутры Патанджали и концепция выхода за пределы индивидуального мышления для переживания единого поля сознания составляют основу медитации "Автоматического самопревосхождения" (АСТ). Утверждается, что групповая практика усиливает эффект благодаря феномену "сверхизлучения".
3. ** Нейрофизиологические эффекты **: АСТ-медитация (например, ТМ) коррелирует с альфа-1 когерентностью ЭЭГ, снижением показателей стресса и состоянием "спокойной бдительности", которое считается четвертым основным состоянием сознания.
### Три основных исследования:
1. ** Ближневосточный мирный проект (1983)**: Группа медитирующих в Израиле во время ливанской войны, как утверждается, снизила смертность на войне и улучшила социальные показатели (например, уровень преступности, показатели фондового рынка). Статистический анализ показал умеренно-сильную корреляцию (0,57) между размером группы и положительными результатами.
2. ** Демонстрация в Вашингтоне, округ Колумбия (1993)**: Группа медитации из 4000 человек, предположительно, сократила количество насильственных преступлений (убийств, изнасилований, разбойных нападений) на 23-24%, а в качестве вторичных эффектов были отмечены двухпартийное политическое сотрудничество и повышение рейтинга одобрения президента.
3. ** Ассамблея Непобедимой Америки (2007-2011)**: Долгосрочное исследование выявило снижение числа насильственных преступлений, смерти от употребления наркотиков и детской смертности в США, когда численность группы достигла 1% населения (~1725 участников). Эффекты после вмешательства были обратными, подтверждая утверждения о причинно-следственной связи.
### Критика и проблемы:
- Исследования встретили скептицизм, и критики ссылались на теорию "смены парадигмы" Куна, чтобы объяснить сопротивление немеханическим объяснениям социальных изменений.
- Альтернативные объяснения (например, экономические факторы, изменения в политике) были отклонены из-за немедленного наступления эффекта, связанного с колебаниями размера группы.
### Заключение:
Автор выступает за интеграцию ТМ в процесс лидерства и выработки политики, представляя его как научно обоснованное и культурно-нейтральное решение глобальных проблем. Единое поле сознания представлено как основа этического управления и всеобщего процветания, согласующаяся с философскими традициями (Платон, Эмерсон) и современными научными парадигмами.
** Примечание **: Утверждения противоречивы, они в значительной степени основаны на корреляционных данных и предположении, что медитация напрямую влияет на социальные показатели. Хотя приводятся строгие методологии (анализ временных рядов, экспертная оценка), причинно-следственный вывод остается предметом обсуждения в более широком научном дискурсе.



12-09 Помимо сугубо ортодоксальной критики всяких медитаций, что от них народ повально сходит с ума, но рассказывает только о своих успехах, меня в этом ведически-американском писе и блисе насторожило, что один из его научных столпов, М. Dillbeck, который был даже раджей в их играх, умер в 73 года. Это при том, что помимо медитаций ему была доступна, как медицина США, так и аюрведа. И тем не менее всего на всего 73... В писе и блисе должен быть стимул жить не 73, а 173!



28.02.25. По-моему, у мастера дзен Кацуки Секиды я читал вопрос, чем отличается самадхи от состояния коровы, греющейся на солнышке? Если особенно ничем, то биохимию мочи надо не только у окружающего населния изучать...



1.03.25. Одна из дзенских историй рассказывает о человеке и быке (у тантристов аналог – человек и слон), как иллюстрация пути к просветлению. Это серия картинок, на каких-то изображен человек без быка, на каких-то бык без человека, в конце человек спокойно едет на быке и играет на дудочке. Кацуки Секида рекомендовал к дзадзен добавить коан Му, т.е. на выдохе «мууу», что, наверное, соответствует картинке, на которой изображен мычащий бык.



Другие статьи в литературном дневнике: