Вдруг откуда ни возьмись, появилась

Александр Кукаров: литературный дневник

hsmwt, некая древнеегипетская женская жизненная сила, намекающая на то, чтобы быть наравне с Ка, которую я до сих пор считал универсальной космической жизненной силой, … а не мужской. В свете инь-ян это особенно интересно. ИИ так ответил на следующий вопрос. (Хатшепсут он правильно вспомнил, молодец)


Существовало ли в религии Древнего Египта разделение на мужскую жизненную силу Ka и женскую ;mswt?


В этом докладе рассматривается вопрос о том, была ли религия Древнего Египта разделена на два отдельных принципа — мужскую жизненную силу (ka) и женскую (;mswt) — путем тщательного изучения ряда текстовых и археологических источников. Обсуждение сосредоточено на интерпретации ключевых религиозных терминов и ритуальных практик, а также на научных дебатах о гендере, дуальности и монизме в египетском мировоззрении. При этом мы сначала определяем основные термины: ka традиционно понимается как жизненная сила или духовный двойник человека, часто ассоциируемый с мужской генеративной силой, тогда как ;mswt иногда позиционируется как женский принцип или «теневой» элемент, который может дополнять или уравновешивать ka в космических или ритуальных контекстах. Однако источники раскрывают сложную и порой противоречивую картину, а не четко раздвоенную систему.


В некоторых текстах есть свидетельства, которые предполагают дополнительную дуальность между мужскими и женскими силами, лежащими в основе творения и поддержания. Например, надпись на камне Шабака прямо гласит, что «все k;w Ксения Буржская были созданы и ;mswt определены, которые производят всю пищу и все приносимые в жертву мясные жертвы этим словом» (1.1). Этот отрывок, по-видимому, подразумевает, что, по крайней мере в определенных философских или теологических формулировках, как мужское ka, так и женское ;mswt были задуманы как неотъемлемые силы, которые вместе поддерживают жизнь и обеспечивают потребности как богов, так и смертных. В рамках этой интерпретации ka как мужской принцип может рассматриваться как предоставляющий творческую, порождающую силу, в то время как ;mswt может пониматься как дополнительный, возможно, восприимчивый, аспект, обеспечивающий надлежащий порядок пропитания и ритуальных подношений. Напротив, другие научные анализы подчеркивают, что египетская религиозная система была более монистической и менее строго дуалистической, чем можно было бы предположить, исходя из простого разделения на мужское и женское.


...


В заключение, хотя некоторые древние надписи и выборочные толкования заставили некоторых ученых утверждать о существовании двойного разделения, в котором мужская ka и женская ;mswt представляют собой взаимодополняющие, но различные жизненные силы, преобладание свидетельств из погребальных текстов, ритуальных практик и антропологических исследований предполагает, что такое бинарное доктринальное разделение не было систематически предписано в египетской религии. Вместо этого древнеегипетская космология и ритуальная практика, по-видимому, управлялись интегрированным, преобразующим процессом, в котором гендер был текучим и часто включался в более широкий императив достижения космического равновесия и возрождения. Таким образом, понятие четкого разделения на мужскую жизненную силу ka и женскую ;mswt остается предметом интерпретационных дебатов, а не устоявшимся доктринальным или религиозным принципом в многогранном духовном ландшафте Древнего Египта (3.4,8.2,6.3).


В целом, доступный корпус не поддерживает однозначно категорическое разделение египетской религии на две отдельные, гендерные духовные силы. Скорее, данные свидетельствуют о том, что, хотя гендерная дуальность является важной чертой культурного и религиозного воображения, эту дуальность лучше всего понимать как символическую операцию, которая позволяет проводить многосторонние ритуальные преобразования и космическое обновление, а не как жесткое разделение между мужским ka и женским ;mswt.


Ссылки





Другие статьи в литературном дневнике: