В продолжение вчерашней записи

Александр Кукаров: литературный дневник

о введении Скафиша к книге бразильского антрополога де Кастро "Метафизика каннибализма". Что сделал де Кастро? В своих теоретических построениях он отталкивался от исследований культуры американских индейцев, которая отличается от западной тем, что в последней считается, что у всего одна природа (все состоит из атомов, например), но души/культуры разные. А индейцы считали, что наоборот (например, потому что есть хотят все живые существа). Поэтому когда после открытия Америки западные теологи размышляли о том, есть ли у индейцев душа, то индейцы топили конкистадоров, чтобы посмотреть будут ли они потом гнить, так они проверяли, а есть ли у них человеческое тело.


(Связь с фараонами. Среди них только фараон Унас, с пирамиды которого начались знаменитые Тексты Пирамид, откровенно заявлял в Гимне каннибализма, что ест богов и людей (после смерти?). Остальные фараоны были поскромнее или перестали быть каннибалами. В статье «Три неясности в переводе: альтернативный взгляд» я писал о том, что согласно лингвистическому анализу, мировосприятие древних египтян похоже на мировосприятие американских индейцев хопи. Их духи для них были также реальны, как люди и животные, только тело у них другое, египтяне полагали, что тела их богов состоят из золота и серебра.)


Дальше разъяснение ИИ о том, что такое


Перспективизм Эдуардо Вивейроса де Кастро


Перспективизм бразильского антрополога Эдуардо Вивейроса де Кастро представляет собой одну из наиболее влиятельных теоретических концепций современной антропологии, которая радикально переосмысливает отношения между природой, культурой и различными формами бытия12. Эта концепция, получившая название "америндский перспективизм", основывается на изучении космологических представлений коренных народов Амазонии и предлагает альтернативу западной метафизике1315.


Основные принципы америндского перспективизма


Мультинатурализм против мультикультурализма
Ключевым элементом теории де Кастро является концепция мультинатурализма, которая противопоставляется западному мультикультурализму219. Согласно этой идее, америндские космологии предполагают единство культуры (или души) при множественности природ (или тел)1315. Все существа — люди, животные, духи — обладают одинаковой культурой и сознанием, но различаются своими телесными формами и связанными с ними перспективами восприятия мира213.


Перспективистская структура реальности
Перспективизм утверждает, что каждый вид существ воспринимает мир со своей особой точки зрения1316. Например, ягуары видят кровь как пиво из маниоки, а грифы воспринимают личинок как жареную рыбу13. Эта идея предполагает, что реальность не является объективно данной, а конституируется различными перспективами субъектов1516.


Космологический дейксис
Важным аспектом теории является понятие космологического дейксиса — способности занимать позицию другого существа и видеть мир его глазами1315. Это противопоставляется кантианскому пониманию перспективы как ограничения познания и предлагает альтернативную модель, где перспектива другого становится доступной1516.


Теоретические основания концепции


Постструктуралистские влияния
Концепция де Кастро формировалась под влиянием французского постструктурализма, особенно идей Жиля Делёза и Феликса Гваттари12. Непосредственные истоки "постструктуральной антропологии" де Кастро лежат в их философии, при этом общим фоном служили достижения британской школы социальной антропологии и структурализм Клода Леви-Стросса14.


Критика природо-культурной дихотомии
Перспективизм де Кастро направлен на преодоление фундаментальной для западной мысли дихотомии природы и культуры28. Вместо этого предлагается модель, в которой различия между существами определяются не принадлежностью к природе или культуре, а различными способами воплощения и перспективами восприятия1319.


Методологические инновации


Контролируемая эквивокация
Де Кастро разработал метод "контролируемой эквивокации" для работы с концептуальными различиями между западной и индигенной мыслью217. Этот подход признает, что при переводе между различными онтологическими системами неизбежно возникают смысловые сдвиги, которые следует не устранять, а использовать как источник нового понимания17.


"Мышление с" индигенными концепциями
Центральным для методологии де Кастро является принцип "мышления с" индигенными концепциями, а не просто их изучения925. Это означает серьезное отношение к онтологическим предпосылкам изучаемых обществ и попытку философствовать на основе их космологических представлений918.


Влияние на антропологию и критика


Онтологический поворот
Работы де Кастро стали одним из краеугольных камней так называемого "онтологического поворота" в антропологии наряду с трудами Филиппа Дескола и Бруно Латура521. Этот поворот представляет попытку выйти за рамки социального конструктивизма и обратиться к фундаментальным вопросам о природе реальности518.


Критические замечания
Концепция де Кастро подвергается критике по нескольким направлениям220. Критики указывают на:
• Утопичность представлений о доступе к "доколониальной мысли"2
• Риск создания еще более универсалистского режима доминирования западной эпистемологии2
• Проблематичность иррелистских оснований перспективистского мультинатурализма20
• Недооценку гендерных аспектов — критики отмечают, что центральной перспективой в перспективизме остается мужская7


Практические применения и развитие


Экологическая антропология
Перспективизм де Кастро находит применение в исследованиях экологических проблем и отношений человека с природой817. Концепция предлагает альтернативу антропоцентрическому пониманию природы и способствует развитию деколониальной экологической мысли8.


Исследования технологий и изменений
Теоретические модели онтологического поворота, включая перспективизм, применяются для анализа технологических изменений в индигенных сообществах621. Однако критики отмечают, что персоналистские концепции анимизма могут создавать "слепые пятна" при изучении технологических трансформаций6.


Заключение


Перспективизм Эдуардо Вивейроса де Кастро представляет собой радикальную попытку деколонизации антропологического знания через серьезное отношение к индигенным онтологиям218. Несмотря на критику, эта концепция оказала значительное влияние на развитие современной антропологической теории и продолжает вдохновлять исследователей на поиск альтернатив западной метафизике419. Основной вклад де Кастро заключается в демонстрации того, как индигенные космологии могут служить не просто объектом изучения, а источником философских инноваций и критики современности1517.



P.S. «Критика онтологических предпосылок
Проблема теоретической инверсии
Российский исследователь Н.Г. Наумов указывает, что онтологический поворот в антропологии в понимании де Кастро представляет собой попытку теоретической инверсии, в которой предпосылка единства природы заменяется постулированием принципиальной множественности условно независимых агентов в духе монадологии Лейбница 7. Эта инверсия носит иррелистский характер, поскольку отрицает существование единой объективной реальности как основы для межсубъективного познания».


Такие идеи могут прийти в голову только философу, потому что как только захочешь есть, тут же найдешь если не объективную реальность, общую с тем, кого хочешь съесть, то точно интер-субъективную. Альтернативная интерпретация мифов творения основана на необходимости для всех живых существ, в т.ч. и «инопланетян»/ древних богов, удовлетворять свои жизненно важные потребности. Ради этого они и вошли в свое время в палеоконтакты.



14.06.25. Специалисты по мозгу иногда говорят, что мозг человека состоит из трех крупных частей: мозг рептилий (самая древняя часть), эмоциональный мозг и кора. У птиц последней нет, а у рептилий нет и эмоционального мозга. В связи с этим и обнаружением интерсубъективной реальности различных монад Г. Лейбница мне очень нравится, как принимают решения рептилии. Если движущийся в поле зрения объект больше тебя, то надо убегать, если размером с тебя - пробовать совокупляться, если меньше - съесть его. Все просто и понятно и никаких сильно глубоких размышлизмов, рефлексий и прочей философии. ))



Другие статьи в литературном дневнике: