От Киля и Валле к Hellier

Александр Кукаров: литературный дневник

Сообщество «серьезных ученых» (см. статью «Теперь все будет серьезно») в начале декабря проведет международную конференцию по НЛО. Один доклад мне показался особенно интересным и я попросил ИИ его прокомментировать.


(Дополнение. В слухе, как и в зрении есть пространство, расстояние между воспринимающим и воспринимаемым. В тактильной модальности его практически нет… Например Откр. 3.20: «Се, стою у двери и стучу:…» Тактильная модальность здесь - это, конечно, сам стук, сами удары в дверь, а не производимые ими звуки. ...
ИИ нашел диссертацию Палато 2024 г. – молодец.)


Запрос: Ты писал: ""Ontologies of UFOs from John Keel and Jacques Vall;e to Hellier" – эволюция понимания онтологии НЛО от классических исследователей (Джон Киль, Жак Валле) к современным культурным артефактам и интердисциплинарным подходам." - поясни из доступных источников автора доклада, почему не достаточны онтологии Киля и Валле, зачем нужен Hellier?


Ответ


Итак, у меня есть достаточно данных из диссертации и других источников. Теперь я готов составить детальный ответ.


Критика онтологий Киля и Валле у Matteo Polato: почему нужен Hellier
Основной парадокс классических теорий John Keel и Jacques Vall;e разработали так называемую Гипотезу Междумерности (Interdimensional Hypothesis), которая предполагает, что НЛО и паранормальные явления существуют в параллельной или альтернативной реальности, периодически проникая в нашу. Кил утверждал, что "сущности НЛО и сущности духов были частью одной гигантской системы", объединяя под единым знаменателем исторические явления (ангельские явления, феи), современные контакты и прочие паранормальные феномены.patheos


Однако диссертация Polato выявляет ключевую методологическую проблему этого подхода:


"The attempt is to construct a non-reductionist analysis that does not establish absolute, ontological cuts between the experiencer, the experience and the experienced"e-space.mmu


Классические онтологии Киля и Валле страдают от фиксированной сущностной трактовки – они спрашивают "что это?" и пытаются определить природу сущности (инопланетянин? дух? плазма?), оставаясь при этом в ловушке двойственности "объект/субъект", "материальное/нематериальное".e-space.mmu


Три ключевых недостатка традиционных онтологий
1. Фокус на сущностях вместо процессов
Polato критикует, что существующая академическая литература по паранормальному "часто подходит к феномену с точки зрения его изображений и культурных репрезентаций, обычно концептуализируя его как дискретный и конечный объект исследования". Киль и Валле занимались классификацией типов явлений и попытками определить, из какого "измерения" они приходят. Но этот подход упускает главное: как и почему эти явления переживаются.e-space.mmu


2. Проблема "окулярности" (визуальной центричности)
Диссертация Polato настаивает на том, что звук и резонанс раскрывают динамики, остающиеся скрытыми при использовании "ориентированных на визуальное аналитические инструменты". Киль и Валле уделяли внимание описаниям феноменов (визуальные характеристики НЛО, появление сущностей), но недостаточно исследовали предстоящие условия, создающие возможность опыта – особенно звуковые, вибрационные и сенсорные измерения.e-space.mmu


3. Амбигуитет субъект-объектного взаимодействия
Классические теории оставляют без ответа вопрос о взаимодействии между переживающим субъектом и предполагаемой сущностью. Как ум и материя взаимодействуют? Контролируется ли явление внешней сущностью или соучастно создается опытом наблюдателя? Киль и Валле предлагали спекулятивные ответы, но не обладали методологией для их анализа.patheos+1


Почему Hellier решает эти проблемы
Hellier – это документальный сериал 2019 года об исследовании паранормальных явлений, который, согласно Polato, представляет эволюцию исследовательского подхода от Киля-Валле к постсовременной, сетевой эпохе.


1. Процессуальный фокус: от "что?" к "как?"
Вместо вопроса "что это такое?", Hellier спрашивает: "как это происходит?" Исследователи фокусируются на динамических процессах, через которые повседневные пространства становятся заряженными паранормальным потенциалом. Polato объясняет:


"It redefines the paranormal not as a fixed object to be analysed for its ontological impossibility, but rather as an emergent and relational process arising from peripheral interactions between bodies, spaces and stories, mediated by resonant processes and embodied auditory interactions"e-space.mmu


2. Звук как онто-эпистемологический инструмент
Polato разработал модель "Кристаллического Радиоприемника" (Crystal Radio Model) как методологическую рамку. В Hellier звуковые явления – гудение, посторонние шумы, резонирующие частоты – не просто признаки присутствия сущности. Они – активные посредники, создающие сами условия для появления паранормального опыта:
"Finding the 'fragile centre': The encounter with the atmosphere of the eerie... Listening as atmospheric attunement"e-space.mmu
Это предполагает, что звук и вибрация – это не просто средства коммуникации с другой сущностью, а созидающие силы, формирующие саму реальность переживаемого события.


3. Резонанс как ключ к объединению субъект-объектного разрыва
В классических теориях Киля-Валле существует дихотомия: либо явление "реально" (материально), либо оно психически генерируемо. Polato предлагает третий путь через концепцию резонанса:


"The resonance between those two poles, understood as extremes of a continuum which involves chance encounters, expectations, background, feelings, physical agencies, stories, media, communications, culture and nature, all mutually resonating"e-space.mmu


Парадокс преодолевается не путем выбора между одной онтологией, а через признание того, что паранормальное возникает из взаимного колебания между материальным и субъективным, создавая особую "третью территорию".


Роль Hellier как современного примера
Hellier особенно важен, потому что он иллюстрирует, как паранормальный дискурс эволюционировал с развитием цифровых технологий и сетевых культур. Dipl. Polato выявляет три специфические черты:


1. От индивидуального к коллективному мифотворчеству
Киль и Валле занимались собиранием анекдотических свидетельств. Hellier демонстрирует, как паранормальное создается вместе исследователями на месте И онлайн-сообществами через Reddit, мемы и групповые интерпретации:
"Synchronicity as collective mythmaking... Hellier as the call for a counterculture"e-space.mmu
2. Экологический подход к "фортеанству"
Полато введет концепцию "Атмосферного Фортеанства" – новый способ, когда явления анализируются не как аномалии в вакууме, а как экологические события, укорененные в конкретных местах, временах и социальных полях. Hellier предпринимает звуковую и атмосферную топографию мест, где происходят явления.
3. Радио как метафора для современных сетевых практик
Кил использовал образ "частотной настройки" (frequency tuning), но это была метафора. В цифровую эпоху Hellier буквально применяет медиа-технологии (ghost box – устройство, сканирующее радиочастоты, God Helmet и др.) как способы создания резонанса между человеческим сознанием и предположительно паранормальными агентностями.


Критика принципа парсимонии
Интересно, что критик классических теорий отмечает, что гипотеза Киля-Валле нарушает принцип парсимонии (бритву Оккама), полагаясь "на безосновательное предположение о второй реальности, экстраполируя из нерешенной тайны в субатомной физике". Однако Polato не пытается вернуться к парсимонии, а вместо этого предлагает релятивизм сложности: паранормальное требует сложной методологии, потому что оно сложно по своей сути, но эта сложность может быть систематизирована через резонансные взаимодействия, а не амбициозные онтологические претензии.patheos


Заключение: смена парадигмы
Киль и Валле создали важную интеллектуальную базу, объединив паранормальные явления в единый спектр и предложив альтернативу экстратеррестриальной гипотезе. Но их подход оставался эссенциалистским и репрезентационалистским.


Polato, через Hellier, предлагает парадигматический сдвиг:
• От "что это онтологически?" к "как это эмпирически и чувственно производится?"
• От фиксированных сущностей к возникающим процессам
• От визуального фокуса к звуковым и резонансным динамикам
• От индивидуального свидетельства к коллективному и сетевому совместному творчеству
• От абстрактной теории к конкретной экологической топографии мест


Таким образом, Hellier становится примером не просто современного исследования НЛО, но методологически переформулированным подходом к парадоксальности паранормального, где звук, резонанс и атмосфера заменяют абстрактные онтологии как основные аналитические инструменты.



Другие статьи в литературном дневнике: